Игры для Apple. Семинар для разработчиков iPhone-приложений состоялся в Петербурге

3 марта 2011 года сообщество ADC провело третью встречу для разработчиков на территории Научно-исследовательского инновационного центра СПбГУТ им. М. А. Бонч-Бруевича. Данная площадка была создана для формирования единого пространства подготовки кадров – она включает в себя взаимодействие с учебным процессом университета, а также даёт студентам возможность для реализации собственных проектов. В рамках встречи докладчики ADCSpb поделились собственным опытом разработок iPhone-приложений на разных платформах и с использованием различных инструментов. Были приведены примеры, показаны практические возможности, объяснены преимущества и недостатки тех или иных инструментов.

Цель данного сообщества, по словам его организаторов, – это развитие тех, кто уже разрабатывает IPhone-приложения, а также привлечение новых разработчиков. Для реализации цели ADC проводит ежемесячные встречи разработчиков, в основном направленные на получение практических знаний. Организовано это сообщество компанией е-Legion, и предыдущие две встречи были проведены на территории бизнес-инкубатора «Ингрия». Основная аудитория мастер-классов – «студенты, которые все никак не соберутся попробовать». C собой необходим ПК (чаще всего Mac) с предустановленным ПО и специальными инструментами (оговариваются заранее). «Мы надеемся на тесное сотрудничество со студентами Санкт-Петербурга. И соглашение с СПбГУТ им. М. А. Бонч-Бруевича – это серьёзный шаг в развитии талантливых разработчиков!», – сообщили организаторы мероприятия.

 

Основная аудитория семинара - студенты и опытные разработчики iPhone-приложений

 Аудитория семинара студенты
и опытные разработчики iPhone-приложений

 

По словам руководителей сообщества, Apple существенным образом изменила рынок мобильных приложений и разработка под iPhone и iPad становится очень перспективным направлением, уже сейчас ощущается дефицит разработчиков под эту платформу. Третья встреча разработчиков была посвящена тонкостям разработки самых популярных приложений в AppStore – играм. Докладчики рассказали о том, как начать разрабатывать игры под мобильные платформы Apple, ознакомили с различными фреймворками и поделились личным опытом. После презентации докладчики в неформальной обстановке ответили на все возникшие вопросы, что позволило начинающим разработчикам перенять их опыт по тематике доклада.

С первым докладом выступил Станислав Краснояров, рассказав о разработке игр для iPhone на фреймворке Cocos2D. Выступающий рассказал о преимуществах и недостатках данного набора средств разработки, а также наглядно показал процесс разработки игры, все возникающие сложности и способы их решения.

 

Станислав Краснояров рассказал о преимуществах и недостатках платформы Cocos2D

Станислав Краснояров рассказал о преимуществах
и недостатках платформы Cocos2D

 

Андрей Басков подробно рассказал о Monotouch и программировании для iPhone на .Net  и C#. Сам г-н Басков имеет пять лет опыта работы и руководства с .Net и C#, руководил созданием читалки журналов для readoz.com на Objective C, а на данный момент участвует в текущем проекте на Monotouch. Выступающий рассказал о том, что такое, собственно, monotouch и как он работает, ознакомил аудиторию с основными инструментами (Mac OS, Xcode и iPhone SDK, Monodevelop, Mono и Monotouch), их преимуществами и недостатками, а также обрисовал возможные перспективы программирования на данной платформе.

Отдельно г-н Басков рассказал о проблеме лицензирования Monotouch. По словам докладчика, есть бесплатная версия, у которой единственное ограничение – нельзя запускать приложения на устройстве. Кроме того, существует студенческая лицензия – по цене $99 (однако нельзя отправить в AppStore). Персональная лицензия стоит $399.

 

Андрей Басков ознакомил присутствующих с тонкостями работы с Monotouch

Андрей Басков ознакомил присутствующих с тонкостями работы с Monotouch

 

В числе основных преимуществ разработки на monotouch г-н Басков назвал удобство в случае одновременного использования Monotouch и .Net на сервере, относительную кроссплатформенность (iPhone, Android, WP7), более быстрый переход к программированию на iPhone, т. к. на одну неизвестную меньше (Objective C), а также использование сгенерированных прокси для работы с ASP.Net Web services или WCF. В числе недостатков были перечислены высокая стоимость инструмента, необходимость использования CocoaTouch, увеличения размера приложения на 3-4 Mb, а также некоторые риски в случае странного поведения Apple.

О последнем риске г-н Басков рассказал подробнее. Всё дело в недавней истории с запретом сторонних фреймворков, которая произошла 8 апреля 2010 года, когда Apple обновила пункт 3.3.1., запретив использовать все, кроме С, С++, Objective C, Javascript. Под запрет попадали также и Monotouch, Unity и Flash for iPhone. 9 сентября 2010 года всё разрешили обратно и пообещали впредь слушать разработчиков. Сейчас около 140 приложений опубликовано на сайте Monotouch, количество реальных приложений неизвестно.

В целом, как сообщил докладчик, Monotouch вовсе не панацея и подходит в определённых ситуациях: например, когда имеется старый код на C#, когда необходимо сэкономить на ресурсах разработчиков и применить кроссплатформенное решение, когда не нравится С, С++, Objective C и необходима быстрая разработка.

О способах реализации высококачественных теней рассказал эксперт в области разработки приложений для мобильных устройств в компании DataArt Григорий Бутейко. Для решения данной задачи г-н Бутейко порекомендовал использовать Unity 3D, назвав в качестве преимуществ наличие бесплатной версии для Windows, код на JavaScript, а также интегрированный физический движок. Есть у данного движка и недостатки: например, наличие только платной версии для iPhone, а также большое количество багов. В качестве неожиданного решения выступающий предложил попробовать написать 2D-игрушку с использованием 3D-инструментов. Дело в том, что 3D даёт некоторые преимуществ, которые в 2D достигаются путём значительных усилий.

 

Григорий Бутейко (DataArt) рассказал о необычных способах реализации высококачественных теней

Григорий Бутейко (DataArt) рассказал о необычных способах
реализации высококачественных теней

 

Говоря о тенях, г-н Бутейко отметил, что тень – это модель, которая спроектирована на плоскости. В Unity 3D тень лучше всего рисовать самой первой, на белом экране, не применяя функции затемнения, а с использованием натурального цвета тени (например, серого или зелёного). При этом докладчик предложил использовать скелетную анимацию. Пространство игры рисуется уже во вторую очередь.

Напомним, что мероприятия для разработчиков мобильных приложений компания e-Legion организует уже достаточно давно. Так, в феврале прошлого года состоялась конференция Mobility, на которой были рассмотрены возможности использования мобильных приложений в бизнесе, и положено начало создания профессионального комьюнити, объединённого интересом к использованию мобильных приложений (подробнее – см. новость раздела «ПО» от 1 марта 2011 г.). Тогда в качестве генерального интернет-партнёра была отмечена компания Mail.ru. Компания Begun выступила как контекстный партнер мероприятия.

Рубрики: ПО, Кадры

Ключевые слова: разработка игр