Сотовые подключения: каникулы затянулись

Как и предсказывали игроки сотового рынка в конце прошлого года, январь оказался далеко не самым лучшим месяцем по уровню новых подключений, что, впрочем, является вполне традиционной картиной. Однако, несмотря на снижение популярности контрактов сотовых операторов как товара, результаты января показывают, что порох в пороховницах для дальнейшего роста абонентской базы еще остался.

По данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, в январе число пользователей сотовой связи в России достигло 128,2 млн (увеличившись на 2,4 млн с декабря 2005 г. и на 49,9 млн с января 2005 г.). Показатель проникновения по стране возрос до 88,3 % (рост составил 1,7 % по сравнению с декабрем 2005 г. и 34,4 % - с январем 2005 г.).

В Москве и Петербурге объем абонентской базы на конец января составил 23,018 млн и 7,594 млн (в прошлом месяце 22,842 млн - в Москве  и 7,508 млн – в Петербурге соответственно), а проникновение составило 135,5 % и 119,8 % (показатели декабря - 134,5 % и 118,4 % ). Таким образом, чистый прирост в Москве составил 176 тыс., а в Петербурге - 86 тыс. пользователей.

Как отмечается в отчете агентства, в январе 2006 г. «Мобильные ТелеСистемы» лидировали по чистым подключениям в Петербурге, в регионах и в целом по России, но при этом оператор продемонстрировал отрицательные подключения в Москве, где впервые за всю свою историю «МегаФон» стал лидером по чистым подключениям.

В прошедшем месяце чистый прирост абонентской базы по России распределился таким образом: МТС достались 27,5 % новых абонентов, «ВымпелКом» получил 25,8 %, «МегаФон» стал обладателем 18,5 %, а 28,2 % распределили между собой остальные операторы. В итоге абонентская база операторов «большой тройки» в России насчитывала (по данным AC&M Consulting): МТС – 44,881 млн, «ВымпелКом» - 43,719 млн, «МегаФон» - 23,212 млн. Рынок России оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимают 35 %, «ВымпелКом» контролирует 34,1 %, «МегаФон» занимает 18,1 %, остальные операторы владеют 12,8 %.

В Петербурге в январе чистый прирост абонентской базы составил 86 тыс. пользователей, и на сей раз здесь безусловным лидером рынка стал МТС, которым удалось привлечь 62,9 % новых абонентов, «МегаФон Северо-Запад» владеет 15 % прироста общей абонентской базы, "Теле2" получил 11,6 %, «Скай Линк» - 5,8 %, «ВымпелКом» - 4,7 % новых абонентов.

Доли петербургского рынка в результате распределились в январе так: «МегаФон» занимает 36,9 %, МТС владеет 33 %, «Билайн» - 22,1 %, "Теле2" – 5,9 %, «Скай Линк» - 2,1 %.

Количество проданных контрактов операторов по Петербургу и Ленобласти в январе равняется примерно 210 тыс., что, хотя и является невысоким показателем, не так уж плохо для январского застоя, тем более в условиях насыщенного рынка. По количеству новых подключений лидирует сеть салонов связи «Евросеть». Официальной статистики этот дилер по прошлому месяцу не предоставляет, по некоторым данным - в связи с расхождением показателей самого дилера и статистики операторов. Однако, по данным наблюдателей рынка, в январе в салонах компании подключилось более 53 тыс. абонентов. На втором месте традиционно находится сеть «Ультра», подключившая более 43 тыс. абонентов. Затем следует «Связной» с 36 тыс. новых подключений. В сети «Диксис» реализовано 25 тыс. контрактов, а в сети салонов «Телефорум» - более 17 тыс.

Интересно проанализировать статистику подключений в расчете на 1 салон: «Ультра» имеет 521 подключение (83 салона), «Связной» - 447 подключений (82 салона), «Евросеть» - 398 подключений (134 салона), «Телефорум» - 267 подключений (65 салонов), «Диксис» - 227 подключений (110 салонов), и замыкает список крупных сетей «Цифроград» - 136 подключений (130 салонов). Последний показатель особенно характерен – если салоны «Диксис», давно присутствуя на рынке Петербурга под этим брендом, стабильно показывают относительно невысокие результаты, то в сеть «Цифроград» входят 3 некогда значимых петербургских игрока. Из них в свое время лишь «Телеком Поинт» и «Техносвязь» демонстрировали вполне приемлемые показатели, в том числе и в расчете на один салон.

Сами дилеры жалуются на январское затишье, одновременно надеясь на рост результатов уже в феврале. «В целом январь этого года оказался достаточно депрессивным месяцем в плане продаж. Сыграло свою роль то, что покупатели отдыхали во время новогодних праздников и не слишком активно ходили по салонам подключаться к сотовым сетям. Во второй половине месяца ударили морозы, что также не способствовало повышению продаж», - отмечает директор по маркетингу федеральной сети салонов "Ультра" Дмитрий Карманов. С ним согласен и управляющий розничной сетью «Телефорум» Игорь Алехин, который отмечает традиционное январское затишье, но считает, что уже в феврале показатели всех игроков заметно вырастут. В пресс-службе компании «Диксис» сообщили: «Немного сниженный показатель в январе связан с сезонным спадом продаж. Однако временное затишье довольно быстро сменилось ростом потребительской активности, и уже к концу месяца работа магазинов вошла в обычное русло». Тем не менее, в январе дилеры проводили ряд акций. Так, в «Диксис» прошли такие акции, как «5 причин подключаться в DIXIS», по условиям которой каждый оператор предлагал абонентам, заключавшим контракт в магазинах DIXIS, специальное предложение. В январе также продолжала действовать акция «Всем абонентам МТС – бонусы от DIXIS». До 10 января продолжалась акция «Попади в новогоднюю десятку», по условиям которой любой покупатель мобильного телефона, аксессуара или цифровой техники мог получить от продавца уникальную скретч-карту, зарегистрироваться на сайте и описать, какой подарок ему больше всего хотелось бы получить на Новый год. Победители были объявлены 13 января.

Продолжительные каникулы, традиционный спад активности покупателей и морозы, видимо, оказали влияние и на количество предложений от сотовых операторов. В январе инициативы сотовиков можно было пересчитать по пальцам. Так, с 1 января 2006 г. «МегаФон Северо-Запад» предложил для подключения в Петербурге и Ленинградской области 4 новых тарифных плана. Запуск новой линейки тарифов, цены в которых указаны в рублях с учетом НДС, - это шаг, анонсированный еще в конце прошлого года. Он стал продолжением перевода системы тарификации и расчета стоимости услуг с долларов США на рубли РФ. Основное отличие новой тарифной сетки – наглядная упрощенность для абонентов. Первый, «Единый» - тарифный план с единой стоимостью местных вызовов, включая вызовы по области, – цена за минуту составит 3,7 рубля на тарифе с федеральной (все цены указаны с учетом НДС) и 4,5 рубля – с городской нумерацией. Абонентская плата на нем составляет 70 рублей в месяц для федеральных и 180 рублей - для городских номеров. Тариф «Мобильный» отличается низкой стоимостью вызовов на мобильные телефоны сети «МегаФон» - стоимость таких вызовов на тарифном плане с федеральной нумерацией составит 2,4 рубля (остальные вызовы будут стоить 5,5 рубля). При подключении с городским номером цена за минуту будет равна 3,7 и 5,2 рубля соответственно. Абонентская плата на нем составляет 70 рублей для федеральных и 185 рублей для городских номеров в месяц. В системе тарифов остался бренд «Лайт», при этом особенностями тарифа с одноименным названием стали федеральная нумерация и отсутствие абонентской платы. Стоимость соединения здесь равна 2,4 рубля при звонке на телефоны ОАО «МегаФон», и 5 рублей в минуту стоят остальные местные соединения (см. выпуск новостей от 10 января 2006 г.).

В середине месяца оператор сотовой связи "Билайн" начал федеральную акцию "От подарка не убежишь!", в рамках которой абоненты смогут получать призы, накапливая бонусы за использование платных услуг оператора. Став участником новой акции, абонент может получить одежду и аксессуары фирменных цветов «Билайн» и картинки для мобильного телефона. Акция стартовала 15 января и продлится до 15 марта 2006 года. Чтобы присоединиться к акции, необходимо позвонить по короткому номеру 0550 сети «Билайн». Подарки разделены на пять категорий, каждой из которых соответствует определенное количество «полосок» (6, 9, 12, 15 и 18) двух цветов – черного и желтого. Одна черная «полоска» начисляется за 10 минут платных звонков, сделанных в сети «Билайн» или во внутрисетевом роуминге (при этом не учитываются платные входящие вызовы с телефонов других операторов сотовой связи). Желтая – за каждые 10 платных SMS, отправленных другим пользователям или на номера дополнительных сервисов «Билайн». Накопив определенное количество «полосок» двух цветов, абонент может выбрать себе подарок. Например, чтобы получить перчатки, нужно накопить 9 черных и 9 желтых «полосок», а вязаная сумка «стоит» 15 черных и 15 желтых «полосок» (см. выпуск новостей от 17 января 2006 г.).

Почти одновременно "МегаФон Северо-Запад" запустил новую группу тарифных опций "PRO.Актив", которая позволяет в два раза снизить затраты на дополнительные услуги оператора, которые, напомним, объединены под брендом "МегаФон.PRO". Эта инициатива стала очередным шагом как в продвижении сервисов оператора, так и в обещанном расширении списка модификаторов в рамках новой тарифной политики местного "МегаФона". Тарифные опции группы «PRO.Актив» позволяют пользоваться услугами «Мобильный Интернет (GPRS/EDGE)» и «MMS-открытка», оплачивая 50 % их стоимости (см. выпуск новостей от 18 января 2006 г.).

А 26 января 2006 года оператор сотовой связи "Мобильные ТелеСистемы" запустил федеральное предложение для своих клиентов, которое подразумевает получение бонуса при условии пополнения счета на определенную сумму. Акция «МТС.Премия» проводится для абонентов тарифных планов «Джинс». Им предоставляется возможность получить до $10 на счет в виде бонуса. Для этого необходимо до 28 февраля пополнить свой счет более чем на $10. Тогда 30 % от суммы свыше 10 долларов будет зачислено в виде премии, которую затем можно потратить на разговоры, SMS, картинки, рингтоны и любые другие услуги. Например, если в течение февраля абонент внес $30, то в этом случае его премия составит 30 % от $20, то есть $6. Сумма, необходимая для получения бонуса, может быть внесена как одним, так и несколькими платежами. Абонентам тарифных планов «Джинс», желающим принять участие в акции, нужно подтвердить свое участие и отправить пустое SMS-сообщение на номер 111. Сообщение тарифицируется в соответствии с тарифным планом абонента. SMS-заявки можно отправлять до 28 февраля 2006 года. В ответ абонент получит SMS с текстом «Вы – участник акции «МТС.Премия». Согласно условиям этого предложения премию получают абоненты, пополнившие свой счет в период с 23 января по 28 февраля. Максимальный размер «МТС.Премии» составляет $10, которые будут начислены двумя равными долями 16 марта и 17 апреля. Премию получают все абоненты МТС, даже те, которые оказались во временной блокировке (см. выпуск новостей от 27 января 2006 г.).

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг