Телефон против банкомата. В Петербурге прошел круглый стол по мобильному банкингу

На днях в Петербурге состоялся круглый стол, посвященный проблемам мобильного банкинга, а также моментальных и удаленных платежей. Участие в мероприятии приняли руководители крупных игроков рынка: «ВымпелKом», QIWI, «Яндекс.Деньги» и проч. Спикеры обсудили наиболее злободневные вопросы отрасли, поделились опытом работы и планами на будущее.

Основной темой дискуссии стало обсуждение проблем конкуренции на рынке удаленных платежей, а также особенности продвижения услуг мобильного банкинга, мобильной коммерции, онлайн-систем и систем терминалов моментальной оплаты. Сегодня развитие этого рынка в России, по словам участников конференции, тормозится – как ввиду отсутствия четкого законодательства в этой сфере, так и низкого проникновения Интернета в регионы. «В 2010 году в России было создано около 30 млн электронных кошельков, что является неплохим результатом. Однако порядка 56 % посещений интернет-ресурсов сегодня осуществляется через dial-up-технологии. Это говорит о медленном распространении новых технологий передачи данных в регионы», – заметил главный редактор Mobile-review Эльдар Муртазин.


Затрагивая тему использования пластиковых карт, участники круглого стола озвучили следующие цифры: из общего оборота карт Visa и Master Card в России в 2010 году в размере 12 трлн рублей 90 % пришлось на обналичивание средств в банкоматах. Для завоевания внимания клиентов необходимо предложить удобные и ультрасовременные сервисы. Такого мнения придерживается и советник председателя правления банка СИАБ Андрей Ремизов: «Мы внедрили системы дистанционного доступа Интернет-банк SIAB-Online и мобильного банка SIAB-Mobile, а также разработали специальное приложение для смартфонов Apple iPhone и для смартфонов на платформе Android. Существуют проекты, в том числе и по эмиссии предоплаченных виртуальных карт. Все технологические новшества должны занять свою нишу, и у разных участников рынка будет больше возможностей для партнерства».

 

 

 

Топ-менеджмент QIWI делится опытом работы с участниками рынка
Обширную дискуссию вызвал вопрос о возможном спаде популярности терминалов. Вице-президент по маркетингу и развитию компании QIWI Максим Попов опроверг предположения Эльдара Муртазина, выступавшего модератором, касательно возможного спада популярности терминалов: «Слухи о скорой смерти терминалов преувеличены. Наша компания сейчас выходит с ними на мировой рынок. Мы обеспечиваем терминалами Сербию, Латвию и некоторые другие страны. В этом году выйдем на рынок США. Кроме того, QIWI сейчас это не только оплата мобильного телефона – компания развивает все возможные направления деятельности. На данном этапе, например, мы даем своим клиентам возможность выбора. Они могут выбирать способ оплаты: мобильный телефон, банковская карта, оплата напрямую с расчетного счета, с помощью валют социальных сетей. На сегодняшний день у нас 82 млн уникальных пользователей, 40 млн – владельцы счета в нашей компании. Мы хотим увеличивать эти цифры, но на данный момент есть некоторые сложности – проблемы с логистикой. Не секрет, что, заказывая товар, покупатели предпочитают оплачивать его на месте реальными, «бумажными» деньгами, а не в Интернете до привоза заказа, даже в том случае, если знают, что теряют 10-20 долларов. Над тем, чтобы покупатели не испытывали страха перед оплатой в Сети, мы сейчас работаем».

Как стало известно в ходе дискуссии, компания QIWI готовит к лету 2011 года новую услугу. Максим Попов поделился планами компании дать своим клиентам возможность оплачивать услуги в ресторанах, аптеках и других заведениях. Представители QIWI полагают, что этот проект будет совершенствоваться в течение двух лет.

 

 

Круглый стол посетили специалисты крупных российских компаний

 

О своих сервисах рассказывали также и представители других компаний. Заместитель генерального директора «Яндекс.Деньги» Наталья Хайтина напомнила о тех услугах, которые остаются самыми востребованными у клиентов их компании. Это оплата Skype через «Яндекс.Деньги», а также возможность внесения платежей за мобильную связь, оплата квитанций. Конкурентами госпожа Хайтина логично считает другие платежные системы. «Минусом можно назвать то, что музыка и видео в России не очень хорошо продается, зато достаточно хорошо продается программное обеспечение. 2 % новых пользователей нашей системы сразу же покупают ПО, это удобно и для них, и для нас». 


Директор по продуктам и развитию бизнеса компании «ВымпелКом» Виктор Маркелов обозначил важную для всего рынка проблему: «Российский рынок насыщен нелегальным пиратским контентом, многие пользователи знают это и пользуются тем, что дешевле. Также до сих пор есть часть населения, которая предпочитает только физические платежи. Наша задача – работа с этими обеими группами людей, и в этом плане предстоит сделать очень многое». 


Член правления банка СИАБ Сергей Инкин рассказал присутствующим об опыте мобильного банкинга. Компания сделала в своей работе упор на удаленное обслуживание клиентов. Был построен мощный процессинговый центр: интернет-банки и мобильный банк. Наибольшим спросом на сегодняшний день пользуются карты индивидуального пользователя. 


Участники круглого стола также высказали свое мнение по поводу предполагаемого объема среднего интерплатежа. Виктор Маркелов озвучил сумму в 15 тыс. рублей за одну транзакцию. У Натальи Хайтиной другие цифры – 600 рублей за платеж. В ходе дискуссии стороны пришли к тому, что средняя сумма мобильного платежа – 1 тысяча рублей.

Автор: Марина Теодори.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, ПО, Финансы

Ключевые слова: платежные терминалы, платежные системы, платежи, QIWI, электронные деньги, Яндекс.Деньги