BREW не за горами

Федеральный холдинг "Скай Линк", объединяющий российских операторов CDMA-450, в скором времени приступит к активному продвижению дополнительных услуг на базе оригинальной платформы BREW, которая создана специально для этого стандарта сотовой связи. Вчера, 30 марта, группа компаний объявила об установке программно-аппаратного комплекса BREW ADS (BREW Application Distribute System) в Петербурге и Москве и приступила к его тестированию. Таким образом, через некоторое время конкуренция на рынке мобильных приложений усилится. Напомним, что здесь уже работают специальные программы GSM-операторов, - в частности, i-mode от МТС, "Интуиция" от "Билайн", не говоря уже о стандартных контент-услугах.

ЗАО «Скай Линк» было основано в июле 2003 года для создания единой федеральной сети сотовой связи стандарта CDMA-450. Напомним, что этот стандарт (его полное название IMT-MC-450, работает в диапазоне 450 МГц; технология CDMA20001X) был принят в России для цифровизации устаревших аналоговых сетей NMT-450. Основное его отличие – возможность высокоскоростной передачи данных. К настоящему времени сети CDMA-450 под брендом «Скай Линк» работают в общей сложности в 19 городах, включая Москву, Петербург, Ижевск, Нижний Новгород, Новосибирск, и насчитывают около 300 тыс. абонентов с планами их увеличения до конца года до 500 тыс. Особенности услуг стандарта определили его позиционирование – в основном многоговорящий бизнес-класс. В Петербурге в качестве представительства компании «Скай Линк» выступает ЗАО «Дельта Телеком».

Технология Brew (Binary Runtime Environment for Wireless) – это интеллектуальная платформа, разработанная для предоставления абонентам мобильной связи во всем мире широкого спектра контент-услуг различных разработчиков. Она была специально разработана для сетей CDMA2000 компанией Qualcomm. Напомним, что в GSM-сетях дополнительные услуги в основном реализованы на платформе Java. При этом если использование последней фактически децентрализовано и практически никак не контролируется, то Qualcomm с самого начала пошел по пути централизованной модели. Ее отличие – использование Brew жестко привязано к чипсету в телефоне. Это позволяет значительно повысить уровень безопасности для контента - реализованные в Brew возможности цифровой подписи и привязки к данному мобильнику не позволяют нелегально распространять разработанное ПО. Это означает также возможность контроля над использованием платформы как со стороны сотовых операторов, так и контент-провайдеров. Еше одно отличие – приложения BREW автоматически встраиваются в меню телефона, дополняя стандартный набор функций, предусмотренный изготовителем. Приложения могут работать в телефоне как автономно (например, игры), так и предоставлять доступ к различным сервисным платформам оператора и контент-провайдеров, в том числе к системам управления контентом. В России пока реализовано только два проекта, где доступ к мобильным услугам встроен в интерфейсы мобильных телефонов, – это i-mode от МТС (см., например, выпуск новостей от 8 сентября 2005 г.) и «Интуиция», которая была реализована контент-провайдером i-Free для «Билайна» (см., например, выпуск аналитики от 29 декабря 2005 г.).

Однако, для того чтобы получить возможность разработки приложений на BREW, должен быть заключен трехсторонний договор между контент-провайдером, оператором и Qualcomm (последний требует также определенных отчислений с каждой продажи).

В свое время «Дельта Телеком» стала не только первой компанией, запустившей CDMA-450, но именно она начала вести переговоры о внедрении BREW – они начались еще в 2003 году, практически сразу же после старта сети CDMA-450 в Петербурге, которая произошла, напомним, в декабре 2002 года.

Предварительное соглашение «Дельта Телеком» заключила еще в конце 2003 года (см., например, интервью с нынешним генеральным, а тогда техническим директором «Дельты Телеком» Геннадием Голлантом). Планировалось, что «Дельта» предложит новые сервисы в коммерческом режиме уже в середине 2004 года. "Использование мобильных технологий передачи данных в России резко увеличится в следующие несколько лет. Qualcomm и "Дельта Телеком" вместе смогут создать привлекательные услуги для беспроводных подписчиков", - прокомментировал тогда соглашение президент Qualcomm доктор Пауль Джакобс. В дальнейшем анонс этих услуг состоялся в конце прошлого года, а затем и весной этого года – на выставке «Связь-экспокомм» (см. выпуск новостей от 11 мая 2005 г.). Кроме того, в 2004 году в Петербурге была организована временно тестовая зона BREW, в тестировании которой приняло участие несколько десятков человек. Однако дальнейший процесс тормозился отсутствием соответствующего соглашения между сторонами.

В дальнейшем этот вопрос был перенесен в область компетенции федерального ЗАО «Скай Линк». Именно с ним и было подписано в сентябре прошлого года соглашение о коммерческом использовании приложений и сервисов на базе платформы BREW. В соответствии с ним и была недавно произведена установка программно-аппаратного комплекса. Кроме того, сейчас компания уже ведет работу с контент-провайдерами, разработчиками BREW-приложений, а также проводит интеграцию платформы BREW с биллинговой системой «Скай Линк». Кроме того, планируется, что будет локализован ряд приложений со стороны иностранных разработчиков.

«Москва и Петербург, как всегда, выступают у нас полигонами для обкатки инновационных решений, и уже в этом году наши абоненты в этих городах смогут пользоваться разнообразными приложениями качественно нового уровня», - приведены в официальном сообщении слова генерального директор ЗАО «Скай Линк» Раисы Розиновой. Напомним, что, несмотря на отсутствие BREW, петербургский «Скай Линк» реализовал ряд дополнительных услуг. Так, в феврале 2003 года компания запустила мобильный портал "Скайбизнес", ориентированный на пользователей ноутбуков и миникомпьютеров. На нем доступны в основном справочно-информационные услуги (курс валют, погода, заказ авиа- и ж/д билетов и т. д.). Начиная с того же 2003 года, "Скай Линк" в Петербурге предлагал несколько услуг, основанных на SMS, - в частности, "ТВ-ЧАТ INFON", «SMS-Флирт» и др. Партнерами по предоставлению онлайновых игр в том числе изначально выступали такие компании, как, например, Shamrock Games, "Никита Интэрпрайз, "Адмирал Софт", "ИнфоСтарз", Sibius, агентство Promo.ru. Последняя компания специально по заказу ЗАО "Дельта Телеком" разработала игру "Купец", доступную с терминалов, имеющих прямой выход на портал SkyMobile - специализированный сайт, разработанный для просмотра на экране мобильного телефона.

Напомним, что на «Норвекоме-2006» уже был продемонстрирован ряд услуг, которые будут использовать приложения BREW. Это, в частности, «Мобильное телевидение» и «Мобильное видеонаблюдение» (см. выпуск новостей от 17 февраля 2006 г.). Кроме того, сейчас, по данным spbIT.ru, компания тестирует еще один аналогичный сервис – трансляцию спутникового ТВ.  

Рубрики: Мобильная связь, Интеграция, Маркетинг, Оборудование, ПО, Web