SPb CIO Club и «РУССОФТ» объединились. Чтобы рассказать о мобильных решениях для бизнеса

На днях петербургский клуб ИТ-директоров SPb CIO Club при поддержке НП «РУССОФТ» провели в Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате совместное заседание из цикла «Без галстуков». Тема, выдвинутая к обсуждению, звучала как «Мобильные решения для корпоративного сектора». Для ее рассмотрения были приглашены представители таких компаний, как «КОРУС Консалтинг», Digital Design, Speereo Software, КРОК, НТЦ «Протей», FirstLine Software и «Ланит-Терком». По оценке организаторов, встреча вызвала немалый интерес у участников заседания, что соответствовало ожиданиям – данная тема сейчас является одной из самых актуальных на рынке бизнес-приложений.

Как отметили в пресс-службе SPb CIO Club, в последнее время тема мобильных технологий в корпоративном секторе стала одной из ведущих для ИТ-директоров и ИТ-консультантов. Согласно исследованиям Gartner, исследования роста мобильных решений стали мировым трендом №2 в ИТ после «облачных» вычислений. Поэтому тема, выдвинутая к обсуждению 8 декабря 2011 года, была посвящена мобильным решениям для корпоративного сектора. Для ее рассмотрения были приглашены 7 различных вендоров, которые представили разработки своих компаний, а также видение решения некоторых проблем этой отрасли.

По данным IFS North America, 81 % опрошенных бизнес-пользователей считает наличие мобильного интерфейса одним из ключевых факторов при выборе ERP. «Это действительно так, – подтвердил генеральный директор системного интегратора «КОРУС Консалтинг» Александр Семенов, – «мобильный офис» для топ-менеджера сегодня – это та «фишка», которая больше всего привлекает внимание. Мобильность сотрудников существенно повышает эффективность бизнеса. Однако было бы заблуждением считать, что ERP можно внедрять, только если понравился интерфейс системы в мобильном телефоне или iPad. ERP – это, прежде всего, данные, которые нужно найти в компании и правильно систематизировать, это большая и кропотливая работа. Многие руководители этого не понимают и покупают ERP-систему за «красивый мобильный интерфейс».

Сегодня мобильные решения позволяют не только обеспечить полноценную работу топ-менеджера с отдельными бизнес-приложениями, но и реализовать настоящее мобильное рабочее место с доступом ко всем ключевым бизнес-процессам и данным из разных информационных систем (СЭД , ERP, CRM, финансовых систем), интегрированных в единую картину предприятия. «Мы уже создали такое решение – «Мобильный офис руководителя». Уверен, что подобные решения уже сделали или работают над ними и другие ИТ-компании – это сегодняшний тренд. При этом еще одним мифом является «универсальное решение из коробки», которое подойдет любой компании. Бизнес-процессы в каждой организации настолько разные, а требования каждого топа настолько уникальны, что важнейшим вопросом становится не выбор решения как такового, а качество и индивидуальный подход к реализации мобильного интерфейса конкретно в вашем бизнесе», – подчеркнул Александр Семенов.

В своем докладе Александр Семенов сообщил также, что, по данным исследования «КОРУС Консалтинг», среди 200 топ-менеджеров 95 % нуждаются в «мобильной работе» и только 40 % это реализовали. В 55 % случаев в КИС не обеспечиваются корпоративные политики безопасности, отсутствуют оптимизированные интерфейсы и «тонкий клиент». Стационарное рабочее место уже не отвечает потребностям бизнеса и личного развития сотрудников. CIO в краткосрочной перспективе должны будут не просто обеспечить доступность ИС с мобильных устройств, а выстроить ИТ-стратегию предприятия с учетом «всеобщей мобилизации». Технологии очень быстро меняются, и, по убеждению докладчика, нельзя привязываться к конкретной платформе, а нужно иметь общую стратегию мобилизации предприятия. При этом популярность iPad сильно преувеличена. Топ-менеджеры реально используют iPad только в 5 % случаев, тогда как коммуникатор – в 60 %,  смартфон – в 30 %.

 



Время диктует необходимость использования подключенных к Интернету мобильных устройств для работы, но при этом остается нерешенным целый ряд проблем, главные из которых – обеспечение информационной безопасности корпоративных систем и предприятий в целом, совместимость корпоративных решений и мобильных платформ. Как отметил директор Центра разработки решений для планшетных устройств Digital Design Михаил Альперович, в целях обеспечения информационной безопасности при работе с мобильными устройствами используется целый ряд мероприятий: защита данных на всем жизненном цикле, интеграция с СКЗИ «КриптоПро CSP» и с инфраструктурой открытых ключей (PKI). Вскоре решение по криптографической защите информации для iPad от «КриптоПРО» получит сертификацию ФСТЭК. Digital Design уже реализовал проекты по внедрению своего решения «Планшет руководителя» (на базе iPad) в таких крупных структурах, как РЖД, «Газпром», «Кировский завод», «РусГидро», Сбербанк, правительство Мурманской области и других.

Вице-президент по исследованиям и разработкам компании Speereo Software Олег Малеев рассказал о разработках своей компании для мобильного рынка. Напомним, что Speereo Software специализируется на технологиях голосового управления. Среди программных новинок, в которых используются функции распознавания и синтеза речи, – Speereo Voice Organizer – приложение, объединяющее телефонную книгу, номеронабиратель, голосовую почту и планировщик событий. Все функции программы управляются голосом. Speereo Voice Launcher позволяет запускать приложения смартфона с помощью голоса, Speereo Voice RSS Reader – читать новости с RSS-каналов с помощью синтезатора речи, а Speereo Voice Translator – переводить фразы с 18 языков. Speereo Software также работает над веб-сервисами, которые позволяют компаниям увеличить лояльность клиентов и проконтролировать качество работы сотрудников. Speereo Mobile Travel Service рассчитан на путешественников и позволяет скачивать онлайн-гиды, просматривать расписание авиарейсов и узнавать о задержках вылетов. POItry – геотаргетированный сервис с возможностью голосовых комментариев и отзывов, которые можно оставить, например, о посещенном кафе, спортзале, банке или страховой компании. Одновременно с отзывом посетители могут сделать фотографию и «запостить» комментарий в любую из популярных социальных сетей.

«Сегодня клиенты мобильны. Проникновение смартфонов, геолокации, мобильного поиска, мобильных клиентов социальных сетей с каждым днем все выше. 40 млн смартфонов используется в 2012 году. Пользоваться социальными сетями и мобильными сервисами модно», – говорит Олег Малеев в своем докладе.

Директор по разработке компании «КРОК» Алексей Добровольский рассказал о нескольких примерах внедрения мобильных решений для российского топ-менеджмента. Так, особенностью проекта в администрации Пермского края стала личная инициатива руководителя региона, «известного техно-гика», Олега Чиркунова. В регионе порядка 11 тыс. чиновников используют систему электронного документооборота в ежедневной работе. Попробовав работать с СЭД на iPad без специального мобильного интерфейса, губернатор попросил оценить стоимость разработки мобильного клиента. «Первоначально сумма, по оценке «КРОК», приближалась к 25 млн рублей – такое огромное количество пожеланий необходимо было реализовать», – отметил выступающий. Лишь после тщательной формализации требований к решению удалось выработать правильную концепцию и оптимальную стоимость. Теперь все руководители региона работают с задачами, поручениями и документами со своих мобильных устройств (преимущественно iPad).

Другой проект, «Мобильный CRM», реализованный в самом КРОК, позволил существенно повысить эффективность работы sales-менеджеров компании, за счет удобной и оперативной работы с данными CRM с мобильных устройств. «Продавцы начали активно работать с CRM-системой, потому что стало удобно», - подчеркивает Алексей Добровольский. С помощью мобильного клиента можно легко найти данные о сотруднике или решении КРОК, заказать временный пропуск для посетителя или ввести информацию о клиенте в информационную систему.

Третий проект – «Управление заседаниями МГИК», реализованный в 2011 году на базе Web-приложения, оптимизированного для Apple iPad. Благодаря внедрению материалы к заседаниям в МГИК теперь готовятся в электронном виде, каждый участник заседания имеет доступ к материалам через iPad, а электронные документы удобно структурированы и поддерживают навигацию по ссылкам.

«Еще совсем недавно «настоящий» руководитель был далек от компьютерных технологий, основным инструментарием управления были бумажные документы, совещания и селектор. Сегодня быть мобильным – необходимость. Решения должны приниматься в реальном времени, для этого нужен инструмент, который всегда под рукой. Поручения должны контролироваться, поэтому отдавать их по телефону уже неэффективно. Кроме того, быть мобильным теперь это еще и престижно», – уверен Алексей Добровольский.

Кстати, «КРОК» активно применяет мобильные технологии в своих проектах начиная с 2007 года. Компания имеет опыт разработки бизнес-приложений для платформ iOS, Android и Windows. В настоящее время каждое новое решение «КРОК» проектируется с учетом поддержки мобильных платформ.

 



Директор по развитию продуктов НТЦ «Протей» Евгений Шполянский рассказал об опыте применения мобильных разработок в сфере обеспечения безопасности объектов и обработки информационных потоков в ситуационных и мониторинговых центрах. К актуальным проблемам этой отрасли спикер отнес большое количество систем обеспечения физической безопасности объектов (это и видеонаблюдение, и контроль доступа, и охрана периметра), высокую интенсивность поступающих информационных потоков, отсутствие интеграции между событиями, обрабатываемыми отдельными системами, проблему оперативного получения сведений о серьезных происшествиях и инцидентах, трудность восприятия информации, а также дефицит временных ресурсов. Для решения подобных затруднений выступающий продемонстрировал несколько решений, которые обладают широкими функциональными возможностями. Например, с мобильного устройства доступны информация по текущим происшествиям, изображения с видеокамер, карты и схемы места происшествия, информация с датчиков телеметрии и многое другое.

Руководитель направления документооборота FirstLine Software Александр Жуков привел данные, согласно которым количество пользователей мобильного Интернета за последние 10 лет выросло до 10 млрд. Для сравнения: мейнфреймы используют 1 млн человек, миникомпьютеры – 10 млн, РС – 100 млн, Интернет – 1 млрд. Потребителями мобильных приложений для бизнеса становятся не только топы, но и средний менеджмент, в силу чего наиболее экономичными и эффективными становятся «облачные» решения, которые абстрактны, легко масштабируемы, а бизнес-приложения, в свою очередь, доступны «всем и всегда».

«Мобильный АРМ руководителя – это еще не все. Основная проблема задержек в иерархических организациях – средний менеджмент. Именно им нужна мобильность. Разработка мобильного клиента отдельно под каждое приложение и для каждой роли пользователя – слишком расточительно и неэффективно. Нужны универсальные механизмы – cloud в сочетании с тонким клиентом», – полагает Александр Жуков.

Директор по развитию «Ланит-Терком» Владимир Уфнаровский привел примеры использования мобильных решений для проведения корпоративных презентаций, удаленных совещаний и «мозговых штурмов», а также iPad/Android приложение для врачей (корпоративные медицинские системы с базами данных историй болезни оптимизированы под мобильные платформы; врачи имеют защищенный доступ к домену лаборатории клиники).

Вторая часть заседания прошла в формате круглого стола, где члены Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров и приглашенные докладчики озвучили и обсудили наиболее насущные вопросы внедрения корпоративных мобильных решений, среди которых обеспечение безопасности информации, измерение и повышение эффекта от «корпоративной мобилизации», выбор бизнес-процессов и приложений для переноса на мобильные платформы, преимущества и недостатки работы в автономном и терминальном режимах.

 



В завершение обсуждения участники встречи признали мобильные решения «одним из важных современных трендов ИТ» и пришли к выводу о том, что в корпоративном секторе ключевая задача CIO сегодня не просто выбор и внедрение оптимальных мобильных решений, а выстраивание долгосрочной стратегии «мобильности предприятия», включающей как топ-менеджмент, так и рядовых сотрудников.

Что касается предыдущих заседаний, то, напомним, 12 октября 2011 года тематикой встречи из цикла «Без галстуков» стало понятие «ИТ-стратегии». В рамках заседания члены клуба услышали лекционный доклад на тему «ИТ-стратегия в международных стандартах и лучших мировых практиках», а также смогли поучаствовать в разборе тематических кейсов (см. новость раздела SPb CIO Club от 13 октября 2011 г.). 28 октября 2011 года состоялось традиционное заседание Петербургского клуба ИТ-директоров и Комитета по информационным технологиям торгово-промышленной палаты Петербурга. Встреча совпала с днем рождения клуба, созданного семь лет назад. В программе специалисты услышали историю внедрения HelpDesk с неожиданными последствиями и узнали о методах «облачной» защиты от «Лаборатории Касперского» (см. новость раздела SPb CIO Club от 1 ноября 2011 г.). А 24 ноября 2011 года встреча была посвящена решениям фирмы «1С», в том числе для организации корпоративного обучения. К концу мероприятия встреча-презентация перетекла в формат круглого стола (см. новость раздела SPb CIO Club от 28 ноября 2011 г.).


Подробности

Санкт-Петербургский клуб ИТ-директоров предприятий Северо-Западного региона SPb CIO Club основан в октябре 2004 года. Участниками клуба являются около 400 руководителей ИТ-служб известных предприятий города. Деятельность клуба поддерживается партнерами, которыми являются компании Microsoft, APC by Schneider Electric, «ВымпелКом», «1С», NVisionGroup, «Лаборатория Касперского», «Тринити», «ИнТеР», «Техносерв», ОЛВИТ, Event House. Свои заседания SPb CIO Club проводит каждый четвертый четверг и второй вторник месяца.

Рубрики: Мобильная связь, Рынок ПК, Маркетинг, Кадры

Ключевые слова: ИТ-директор, CIO, IT-директор, SPb CIO Club, CIO Club, клуб ИТ-директоров