V Телекоммуникационный форум «Интерком-2011», день второй (продолжение): снова о цифровом ТВ, а также в раздумьях об информационном обществе

8-9 декабря в Петербурге прошел пятый Телекоммуникационный форум «Интерком-2011», на котором выступили специалисты, работающие в отрасли телекома и мобильной связи. Во второй день мероприятия прозвучали доклады на темы развития цифрового ТВ, альтернативных операторов, малобюджетного продвижения услуг и будущего информационного общества в целом.

О том, как прошел первый день форума «Интерком-2011», читайте в предыдущих материалах spbIT.ru: V Телекоммуникационный форум «Интерком-2011», день первый: «Ростелеком» против «паутины», связь в малонаселенных районах, объединение конкурентов и строительство совместной инфраструктуры и V Телекоммуникационный форум «Интерком-2011», день первый (продолжение): спасительная интеграция, виртуальные сотрудники call-центров и VoIP-решение «Мультифон».

О первой же части второго дня форума, полностью посвященной цифровому ТВ, читайте в материале V Телекоммуникационный форум «Интерком-2011», день второй: под знаком цифровго ТВ и IPTV.

В продолжение темы цифрового ТВ и в рамках круглого стола «Цифровое ТВ: модный тренд или будущий драйвер продаж?», прошедшего 9 декабря в первой половине дня, выступил генеральный директор «Триколор ТВ» Павел Басов, рассказавший о платном ТВ в России в качестве рынка и в качестве услуги. По словам докладчика, с 2008 года рынок платного ТВ вырос почти в 2 раза. На этом рынке доля IPTV в текущий момент составляет 39 % и продолжает набирать темпы развития. Между тем абонентская база замедляет рост, а достаточное количество абонентов предпочитают кабельное ТВ (66 %) в противовес спутниковому ТВ (4-5 %).

Г-н Басов назвал в качестве основных трендов конвергенцию способов доставки сигнала и развитие интерактивного ТВ. Также он рассказал о так называемом дуализме концепции развития, в котором каждый поставщик услуги сам решает для себя, что важнее для бизнеса: контент или потребитель, а также на что в результате должны работать существующие технологии. С точки зрения контента был назван тренд его персонификации (делать контент больше и лучше, чем у конкурентов), а также тренд максимального упрощения интерфейса (для расширения аудитории за счет менее продвинутых пользователей).

Также докладчик обрисовал платное ТВ в качестве поставляемой услуги: здесь выбор исходит в первую очередь из формата, в котором передается сигнал: это может быть как HD, так и MPEG4. Большие надежды г-н Басов возлагал на реализацию концепции HbbTV (Hybrid broadcast broadband TV), а также на развитие нелинейного телевидения.

По словам г-на Басова, популярность Smart-TV напрямую связана с выражением «лень – двигатель прогресса». Современный пользователь, по словам генерального директора «Триколор ТВ», даже если и не лежит часами на диване, однако ему всегда импонирует пользоваться дополнительными услугами (такими, как выход в спутниковый Интернет), не отрываясь от просмотра любимых программ по ТВ.



Генеральный директор «Триколор ТВ» Павел Басов
Генеральный директор «Триколор ТВ» Павел Басов



Кстати, о программах. По оценке Павла Басова, из 100 каналов в лучшем случае регулярно смотрят не больше пяти. В связи с этим нужно делать ставку не на увеличение числа каналов, а на разработку пользовательских интерфейсов, внедрение интерфейсной рекламы (большую пользу будет приносить, в частности, таргетированная реклама). Если же все будет сделано правильно, то по прогнозу на 2012-2016 годы платное ТВ займет до 73 % существующего рынка, причем 5,7 млн домохозяйств будут пользоваться IPTV, а 20 млн домохозяйств перейдут на «спутник».

В заключение Павел Басов упомянул злободневный вопрос, касающийся контента. По его словам, не нужно гнаться за новинками, так как для услуги Pay-per-view наибольшим спросом пользуются фильмы трех-четырехлетней давности: зрители больше любят пересматривать полюбившиеся фильмы, чем гнаться за абсолютными новинками.

Несколько другой акцент был задан начальником организационно-методического отдела управления информационной политики губернатора Красноярского края Юрием Репиным. Речь в его докладе шла о формах и методах поддержки цифрового ТВ со стороны региональной власти (на примере Красноярского края).

По мнению выступающего, главными трендами развития являются улучшение качества и расширение спектра услуг, причем приоритет каждого из этих трендов может варьироваться. Также, по словам г-на Репина, наибольшую популярность в Красноярском крае имеет обычное эфирное ТВ (в первую очередь благодаря наличию местных каналов, в чьем эфире присутствуют локальные новости). Их доля составляет 50 % против 1 % рынка, который занимает IPTV.



Начальник организационно-методического отдела управления информационной политики губернатора Красноярского края Юрий Репин
Начальник организационно-методического отдела управления
информационной политики губернатора Красноярского края Юрий Репин



Дальше в докладе г-на Репина шла речь о перспективах реализации формата DVB-T2 на федеральном уровне. На пути этого процесса стоит, в частности, невозможность приема ТВ-сигнала без специальной ТВ-приставки, что может оставить широкие группы населения без телевещания. Кроме того, для региональных ТВ-компаний одним из самых «больных» вопросов является получение лицензий на контент.

Ближе к концу выступления г-н Репин описал возможные пути продолжения работы мелких телекомпаний, среди которых: создание локального мультиплекса с российскими телеканалами, не вошедшими в федеральные мультиплексы в качестве сетевых партнеров; уход в кабель и Интернет (по аналогии с Европой, где к 2015 году ожидается охват этими сегментами до 60 % аудитории); также существует путь бездействия, связанный с тем, что аналоговое вещание вдали от крупных городов сохранится до 2018-2020 годов.

Выступивший следом заместитель генерального директора по региональному развитию ГК «В-Люкс» Денис Трудов изложил точку зрения своей компании на существующую на российском рынке модель телевизионных услуг.

По словам г-на Трудова, на рынке существуют три группы региональных сетей: крупные города-миллионеры, региональные центры и небольшие города. Для каждой из этих групп внедрение новых технологий и развитие новых дополнительных услуг является совершенно разными процессами как с позиции возможности преобразования инфраструктуры, так и возможности общего позиционирования на рынке.



Заместитель генерального директора по региональному развитию ГК «В-Люкс» Денис Трудов
Заместитель генерального директора по региональному развитию ГК «В-Люкс» Денис Трудов



Среди основных тенденций, существующих на рынке, преобладают следующие: провайдеры перестают создавать собственную инфраструктуру для услуг вроде VoIP или VOD; предложение широковещательного контента существенно превосходит возможности современных систем распределения; трендируется предельная простота доступа к контенту (в частности, для успешной конкуренции с пиратским контентом торрентов); возможность доступа к лицензионному контенту происходит на привлекательных для потребителя условиях; наличие ШПД на рынке не дает шансов провайдерам платного ТВ получать доходы от B2B.

По словам докладчика, востребованность HDTV будет намного выше 3DTV, которое по сути не является большим, нежели маркетинговым ходом.

Как рассказал Денис Трудов дальше, среди тенденций рынка услуг платного ТВ будет преобладать развитие OTT (технология, позволяющая оператору не строить собственные сети доставки контента при сохранении всех основных сервисов путем транскодирования формата и динамического распределения битрейта в зависимости от абонентского устройства). Именно IPTV будет вытеснен OTT, а не аналоговый «кабель».

Еще одной важной тенденцией будет динамичный рост доли устройств, для которых актуально только вещание через Интернет (ПК, планшеты, коммуникаторы, игровые консоли). Тем не менее на российском рынке эти пользователи не ассоциируются с потребителями услуг платного ТВ. Поэтому необходимо привлекать таких клиентов к существующим и разрабатываемым сервисам.

Кроме того, по словам докладчика, телевидение, вещающее с помощью OTT, будет мигрировать с традиционных ТВ-приемников на ПК и мобильные носители, а производители электроники будут создавать и уже создают свои платформы доступа к контенту цифрового ТВ.

По заключению г-на Трудова, этот рынок будет существовать в жестких конкурентных рамках, причем возможности конкуренции будут разниться как по составу контента (например, благодаря вставке уникального регионального контента), так и в рамках технологической конкуренции (достаточно тяжелая конкуренция, однако победа в такой борьбе способна принести большую прибыль).

Доклад Дениса Трудова был завершающим в рамках круглого стола, посвященного цифровому ТВ.

Следующее выступление, прошедшее в рамках рубрики «Выступление эксперта» и посвященное развитию электронного правительства в России, было представлено директором проекта «Информационное общество» ОАО «Ростелеком» Алексеем Азарсковым. Достаточно оптимистичный по сути доклад касался успехов, которых система добилась сегодня, а также прогнозов по ее развитию.

«В области развития электронного правительства мы движемся действительно быстрыми темпами, – заявил г-н Азарсков. – Например, в области создания и развертывания национальной «облачной» платформы Россия уже обгоняет США».



Директор проекта «Информационное общество» ОАО «Ростелеком» Алексей Азарсков
Директор проекта «Информационное общество» ОАО «Ростелеком» Алексей Азарсков



По словам докладчика, большую важность представляет вопрос об архитектуре электронного правительства. В России эта архитектура представляет собой многоуровневую модель с реализацией всех компонентов, и ее разработкой занимается ОАО «Ростелеком».

Главной задачей сейчас является создание единых правил функционирования элементов инфраструктуры, и, как рассказал Алексей Азарсков, эта задача успешно воплощается. Сейчас существует Единый портал госуслуг (gosuslugi.ru), на котором, в частности, на федеральном уровне можно подавать документы для получения заграничного паспорта, а на региональном уровне – на обеспечение социальной поддержки.

На этом второй день форума «Интерком» не завершился. Впереди еще были два круглых стола, посвященные драйверам роста альтернативных операторов и малобюджетному продвижению услуг оператора.

Продолжение отчета об «Интеркоме-2011» следует. Следите за нашими публикациями!

Рубрики: Фиксированная связь, Маркетинг, Web

Ключевые слова: фиксированная связь, операторы фиксированной связи, цифровое телевидение, мероприятия, конференция, цифровое ТВ, цифровое ТВ Петербург , цифровое телевидение Петербург, операторы связи, форум Интерком