Приложения для смартфонов и соцсетей вытесняют с рынка классические компьютерные игры

За этот год рост пользователей смартфонов и посетителей соцсетей заставил мировой рынок компьютерных игр сместить фокус в сторону простых игровых приложений. Российские участники рынка подвели итоги уходящего года для РБК daily. Оказалось, что на отечественном игровом рынке год стал успешным для разработчиков приложений. Издатели игр, наоборот, оказались в критической ситуации.

Придуманные для непродвинутых игроков, казуальные игры получили за последний год огромные возможности для монетизации в мобильных приложениях для iOS и Android и во всех социальных сетях. По оценкам гендиректора Alawar, оборот рынка мобильных приложений в России вырос на 30—40% за год, до 30 млн долл. Причем основную часть доходы разработчикам приносят теперь бесплатные приложения: пользователи платят в них за приобретение дополнительных средств продвижения в игре. Сам Alawar к концу уходящего года увеличил выручку от мобильных игровых приложений на 120%, треть доходов компании теперь генерируют пользователи смартфонов и планшетов. Разработчик заработал на данном сегменте более миллиона долларов за этот год, рассказывает г-н Лысковский.

Еще больше заработали владельцы приложений в россий­ских соцсетях — их оборот достиг примерно 80 млн долл. за 2011 год, оценивает эксперт. Причем на российском рынке казуальных игр меняется бизнес-модель — постепенно отмирают издатели игровых приложений с усилением позиций российских разработчиков, соглашаются участники рынка. Они рассказывают, что издатель i-Jet Media (владелец «Счастливой фермы» в «Одноклассниках») теряет доходы так же стремительно, как и набирал их. Г-н Лысковский считает, что рынок постепенно подходит к принятой во всем мире модели, когда игры внедряет в соцсети сам разработчик. «В других странах изначально была одна соцсеть — Facebook, максимум две — вместе с одной национальной, поэтому разработчикам не приходилось искать дистрибьюторов», — поясняет он. По словам разработчика, когда российские компании вышли на международный рынок, стало понятно, что эффективнее дополнять игры самому разработчику, а не отдавать законченный продукт дистрибьютору. «Смерть компании iJet демонстрирует нам слабость издательской модели в принципе», — соглашается с ним основатель и гендиректор разработчика мультиплатформенных игровых приложений Drimmi Никита Шерман.

Зато разработчики игровых приложений показали в этом году свой финансовый успех на международной арене. Среди наиболее знаковых эксперты в один голос называют IPO разработчика популярных игровых приложений для соцсетей Zynga (владеет Farmville и Cityville). «Эта компания доказала две вещи. Лидеры рынка социальных игр могут стоить значительно дороже традиционных игровых компаний, но (как любой трендовый рынок) он переполнен ожиданиями, что отлично демонстрирует быстрое падение акций компании», — замечает г-н Шерман. Оба разработчика относят к знаковым событиям и успех российских создателей игр на западных рынках — на примере игр компании Cut The Rope, вышедшей в лидеры по скачиванию приложений для мобильной платформы Android. Также хорошей иллюстрацией потенциала игровых приложений г-н Лысковский считает приобретение американской компанией Electronic Arts разработчика игр PopCap Games за 750 млн долл. летом уходящего года. Теперь участники рынка с нетерпением ожидают обещанного в 2013 году IPO финского Rovio Mobile, разработчика Angry Birds. Владельцы компании обещают обогнать по капитализации корпорацию Walt Disney с выручкой 100 млн долл. в уходящем году.

Анастасия Фомичева

Тематики: ПО, Web

Ключевые слова: социальные сети, мобильный контент