Сотовые подключения: март мобильное потепление в северной столице

Судя по петербургской погоде, весна в городе началась по-настоящему лишь в апреле. Однако рынок сотовых подключений отреагировал ростом продаж на ее номинальный приход месяцем ранее. При этом местные дилерские сети надеются, что в дальнейшем рост потребительской активности сохранится.

По данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России в марте 2006 г. достигло 132 млн (увеличившись на 2,1 млн с февраля 2006 г. и на 46,5 млн -с марта 2005 года). Напомним, что прирост в феврале составил 1,5 млн абонентов. Уровень проникновения сотовой связи в России возрос в марте до 91 % - рост составил 1,7 % по сравнению с февралем 2006 г., в то время как в феврале рост составил 1 %, а в январе был равен тем же 1,7 %.

В Москве и Петербурге объем абонентской базы на конец марта составил 23,663 млн и 7,745 млн пользователей соответственно (в прошлом месяце - 23,201 млн и 7,663 млн), а проникновение -139,3 % (Москва) и 122,2 % (Петербург) (показатели февраля - 136,6 % и 120,9 %). Таким образом, чистый прирост в Москве составил 462 тыс., а в Петербурге - 82 тыс. пользователей.

В марте чистый прирост абонентской базы по России распределился таким образом: ВымпелКому достались 34,3 % новых абонентов, МегаФону - 26,6 %, МТС 18,2 %, а остальные операторы поделили 20,9 %. В итоге абонентская база операторов большой тройки в России насчитывала (по данным AC&M Consulting): МТС 45,835 млн, ВымпелКом - 44,814 млн, МегаФон - 24,153 млн. Рынок России в марте оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимают 34,7 % (уменьшение доли по сравнению с февралем на 0,4 %), ВымпелКом контролирует 33,9 % (уменьшение доли на 0,1 %), МегаФон - 18,3 % (увеличив свою долю также на 0,1 %), остальные операторы владеют 13,1 % (улучшение на 0,4 %).

В Петербурге в марте чистый прирост абонентской базы составил 82 тыс. пользователей, и безусловным лидером здесь стал МегаФон Северо-Запад, которому удалось привлечь 54,4 % новых абонентов, ВымпелКом получил 27 %, МТС же удалось привлечь лишь 8,3 % прироста общей абонентской базы. Теlе2 привлек 6 % новых абонентов, а Скай Линк - 4,3 %.

Доли петербургского рынка в результате распределились в марте так: МегаФон занимает 37,1 % (улучшение февральского показателя на 0,1 %), МТС владеет 32,7 % (потеря 0,3 %), Билайн - 22,1% (увеличение доли на 0,1 % рынка), Теле2 5,9 % (без изменений), Скай Линк - 2,2 % (увеличение также на 0,1 %).

Количество проданных контрактов операторов по Петербургу и Ленобласти в марте составляет примерно 185 тыс. стартовых пакетов, что на 15 тыс. больше, чем в феврале. На первом месте среди дилеров по итогам марта (по данным наблюдателей рынка) находится Евросеть с 43 тыс. проданных контрактов, за ней с отрывом в 3 тыс. следует Ультра - 40 тыс., затем идет Связной - 33 тыс., Диксис - 28,7 тыс. и Телефорум - 24 тыс., а замыкает этот список несколько ужавшийся после продажи Телеком Поинта Цифроград - 16,8 тыс. подключений.

Директор по маркетингу федеральной сети Ультра Дмитрий Карманов отметил: В марте мы провели две удачные рекламные акции с Теле2 и Билайн. Благодаря им Теле2 вышел на второе (после МегаФона) место в подключениях сети Ультра, а Билайн стал третьим. А в пресс-службе сети Диксис сообщили: В марте в магазинах цифровой техники Диксис проводилось довольно много акций. Так, при подключении к МТС каждый клиент получал 3 купона с 20 % скидки на покупку карт оплаты (номиналом $5), а также в магазинах в Ленинградской области всем подключившимся к МТС продавцы-консультанты дарили фирменный сувенир оператора. В конце марта стартовало специальное предложение по подключению услуги МТС. Бонус, а с 22 по 31 марта действовало специальное предложение на подключение к тарифам Джинс, стоимость подключения составляла 75 рублей. Кроме того, совместно с оператором Теле2 проходила акция Скидка на комплект Теlе2: приобретая любой телефон в нашем магазине, покупатель получал скидку на покупку комплекта Tele2. Также в марте у нас прошла совместная с оператором МегаФон акция Простая арифметика: при подключении к тарифам семейства Лайт за 200 рублей абонент получал $10 на счет и 100 минут разговоров в подарок. Активный период взаимодействия с операторами привел к всплеску покупательской активности и значительному росту подключений в марте.

Компания Телефорум за этот период, наоборот, предпочла ограничиться одной значимой акцией В два раза больше. Она тоже была направлена на продвижение МТС.Бонус, - так, при приобретении стартового пакета МТС за 225 и 375 рублей (вместо стандартного 150-рублевого платежа) абонент получал его с подключенной бонусной опцией и в течение трех ближайших месяцев получал на свой счет 450 и 750 рублей соответственно. Эта акция дала нам не количественный прирост мы получили более качественных абонентов, которые к тому же, благодаря опции МТС.Бонус, привыкают больше общаться, - говорит управляющий розничной сети "Телефорум" Игорь Алехин. - Что касается общей картины, то март является традиционным месяцем оживления рынка, которое будет продолжаться, сотовые операторы готовят дачные предложения. Также в марте "Телефорум" продолжил свою долгоиграющую акцию "Трубки мира", в рамках которой предлагаются специальные цены на определенные модели телефонов.

"Цифроград" проводил акции как с операторами, так и с вендорами (подарки получали покупатели телефонов Nokia 2652, LG, Voxtel). В сети этого дилера прошла акция совместно с местным филиалом компании "МегаФон" под названием "Раздаем деньги. Все в шоке!". В ее рамках при подключении на любой тариф оператора абоненты получали возможность выиграть на месте денежный приз (от 50 до 20 тыс. рублей). Призы выдавались в виде сертификатов на право приобретения товаров в сети "Цифроград" в Петербурге. Денежные призы в размере до 3 тыс. рублей сертификатами не обеспечиваются. Как сообщила менеджер по рекламе сети центров мобильной электроники "Цифроград" Ирина Кондакова, результатом акции стало увеличение числа подключений в 1,5 раза к данному оператору. Кроме того, с 28 февраля по 15 апреля дилер проводил конкурс "Стань лицом "Цифрограда".

Петербургская "Евросеть" в марте сосредоточилась на вендорах - в ее магазинах прошли акции "Siemens CF110. Будь в прекрасной форме" (каждый покупатель мобильного телефона Siemens CF110 в период акции получал подарочный сертификат сети магазинов Спортмастер на сумму 500 рублей), "Подари праздник любимым!" (при покупке мобильного телефона Pantech клиент получал подарок фотоальбом или фотоаппарат, главный приз размещение ваших поздравлений на городских рекламных щитах). Кроме того, у компании проходила ежемесячная традиционная акция "Самый популярный тариф" - при подключении к выбранному компанией тарифу абоненту выдавался приз. "Март традиционно был чуть лучше по продажам, чем в феврале, - на 3 - 5 % в целом по рынку. Такая же картина наблюдалась и в прошлом году. Однако февраль и март 2006 года по количеству проданных всех sim-карт отстают от показателей 2005 года на 12 - 14 %, что, конечно же, требует со стороны дилеров активной маркетинговой работы", - сообщили в пресс-службе петербургской "Евросети".

Активность в марте проявили и операторы. В частности, МТС в марте проводили акцию МТС. Бонус, в рамках которой, заплатив фиксированную сумму и подключив одноименную услугу, в течение следующих двух месяцев абонент получает на счет такую же сумму, а кроме того, может воспользоваться доступом к бесплатному ресурсу мобильного контента. Абоненту было доступно два варианта: МТС. Бонус 10 и МТС. Бонус 20. В первом случае абоненту необходимо занести на счет $5, после чего в апреле и мае его баланс пополнится на $10, по $5 в каждом месяце. Во втором случае сумма составляет $10, а в апреле и мае он, соответственно, получит по $10 в месяц. Одно из условий акции положенный на счет абонента бонус должен быть израсходован в течение календарного месяца, в который он был зачислен, и не может быть получен на руки в денежном выражении. Сумма бонуса, не потраченного в текущем календарном месяце, на следующий месяц не переносится и 15 числа календарного месяца, следующего за месяцем начисления бонуса, сгорает. Также, помимо бонуса на счет, при подключении услуги абонент до конца марта получал свободный доступ к библиотеке картинок и мелодий (см. выпуск новостей от 28 марта 2006 г. )

Компания МегаФон Северо-Запад, как сообщила ее пресс-секретарь Мария Гаврилова, в первой половине марта продолжала запущенные 10 февраля сезонные акции по предоставлению бесплатных минут при подключении к сети. Затем компания приступила к дальнейшему развитию своей маркетинговой концепции "конструктор" когда, базируясь на нескольких основных тарифах, абонент с помощью модификаторов может создать себе тариф по вкусу (такая идеология была запущена оператором в начале этого года вместе с переходом на рублевые тарифы).

В начале марта МегаФон Северо-Запад запустил новую услугу "Единый счет", которая пришла на смену сервису "Семья". В рамках услуги абонентам МегаФон Северо-Запад предоставляется возможность объединить от двух до пяти номеров на единый лицевой счет, сохранив тарифные планы, по которым они обслуживаются. Таким образом, сервисом, ранее доступным только в рамках семейного обслуживания, сегодня могут воспользоваться все абоненты сети МегаФон Северо-Запад (см. выпуск новостей от 2 марта 2006 г.). В середине месяца вступили в действие сразу два тарифных модификатора: в Петербурге "Вызов" (каждая вторая минута бесплатно), в регионах "Секундомер" (посекундная тарификация с начала разговора). Март для нас был насыщенным событиями, что показали и активные подключения к сети, - сообщили в компании.

Как отметил директор Санкт-Петербургского филиала ОАО Вымпелком Андрей Анисимов, в марте оператор провел несколько экспериментальных акций, в частности, с сетью "Ультра". Суть мероприятия - каждый новый абонент "Билайн" при подключении в данной дилерской сети получал три подарочных купона. При осуществлении последующих платежей на сумму от 50 рублей и предъявлении купона клиенту зачисляютсядополнительные 50 рублей на абонентский счет. Подарочный платеж поступает абоненту в течение суток, с момента осуществления текущего пополнения баланса. Кроме того, оператор активизировался в плане продвижения тарифа "Зажигай", который был запущен в конце прошлого года (см. выпуск новостей от 12 декабря 2005 г.). По итогам марта его доля в количестве новых подключений выросла с 10 % до 20 %, а основной тон задает группа предложений "Твое время".

Кроме того, компания "Билайн" запустила в прошлом месяце в Петербурге и Ленинградской области акцию, направленную на стимулирование сотрудников дилерских сетей, "ProДвижение: Подключай и побеждай". Особенность инициативы бонусная система и использование SMS-сервисов. В рамках мероприятия сотрудникам дилеров были впервые предложены условия, предусматривающие начисление бонусов на абонентский счет продавцов-консультантов за произведенное подключение. Опыт оказался успешным, с начала апреля проект поощрения сотрудников салонов запущен практически во всех дилерских сетях, в экспериментальном этапе участвовало 4 сети Ультра, Телефорум, Диксис, Цифроград (см. выпуск новостей от 14 марта 2006 г.).

Автор: Игорь Плотников.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети, Финансы

Ключевые слова: