AC&M Consulting: 13,67 млн абонентов в Санкт-Петербурге

Согласно новому отчету AC&M Consulting, общее количество номинальных абонентов сотовой связи (по числу проданных SIM-карт) на 31 декабря 2011 года в России составило 227,62 млн человек, что соответствует уровню проникновения 156,8 %. Основной рост в декабре был связан с российскими регионами (+1,24 млн), в то время как число сотовых абонентов Санкт-Петербурга увеличилось за этот месяц лишь на 27 тыс. Лидером по набору абонентской базы по-прежнему остается «МегаФон», на которого пришлось около половины всех подключений декабря (0,624 млн), хотя остальные игроки рынка – МТС, «Билайн» и Tele2 – также отметились положительной динамикой.

Совокупное число абонентов МТС на конец 2011 года по всем странам присутствия (Россия, Украина, Узбекистан, Армения, Беларусь) составило 105,78 млн человек, что на 0,5 млн абонентов больше, чем на конец ноября. Таким образом, компания уже второй месяц подряд, в отличие от большей части 2011 года, уверенно набирает абонентскую базу, хотя в Москве по итогам декабря был снова зафиксирован отток (- 0,2 млн). Тем не менее это уже намного лучше провального октября, когда МТС разом потерял 1,4 млн абонентов по всем странами присутствия.
Что касается второго по величине оператора сотовой связи на территории СНГ – компании «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), то его совокупная абонентская база по 7 странам присутствия (Россия, Украина, Таджикистан, Казахстан, Армения, Грузия, Киргизия) на 31 декабря 2011 года составила 101,7 млн человек, что на 1,16 млн больше, чем на конец ноября. Однако основными странами, внесшими наибольший вклад в этот показатель, стали Украина, Узбекистан и Россия (+ 0,26 млн), из которых 55 тыс. новых подключений декабря пришлось на Москву.

Соответственно, главный оперативный конкурент «Билайн» – сотовый оператор «МегаФон» – усилил отрыв на российском рынке, прочно закрепившись на второй строчке по размеру абонентской базы. Если разрыв по абонентам между двумя сотовыми операторами на август составлял 2,24 млн абонентов, на последний день октября – 3,3 млн человек (теперь «МегаФон» и «ВымпелКом» занимают соответственно 27 и 25 % российского рынка сотовой связи), то на конец декабря разница составила уже 4,4 млн абонентов или около 7 % всей абонентской базы. Что касается общих цифр для «МегаФон» на 31 декабря 2011 года, то его совокупная абонентская база по всем странам присутствия (Россия, Таджикистан, Абхазия и Ю. Осетия) достигла 62,65 млн человек, что на 0,64 млн больше показателя на конец ноября. Практически, как и всегда, основная масса новых подключений «МегаФона» локализована Россией, из которых 0,22 млн пришлось на Москву.

Если обратиться к соперничеству на звание самого крупного оператора на пространстве СНГ, то «Билайн» с 101,7 млн абонентов уже обогнал МТС с 100,8 млн (без учета «дочки» в Белоруссии, где у оператора всего 49 %, остальная часть выставлена на продажу правительством страны, и совсем не очевидно, что МТС ее готова выкупить – ей предложили двукратно завышенную цену). При этом лидерство МТС в России пока бесспорно (31 % всей абонентской базы или 69,9 млн человек). Напомним также, что в международном рейтинге топ-20 крупнейших операторов мира, составленном исследовательским агентством Wireless Intelligence, VimpelCom Group после присоединения активов Wind Telecom (см. материал рубрики «Билайн» на 3Gclub от 25 апреля 2011 г.) и группа «Альфа» (МТС) занимают соответственно 6-е и 11-е места.



Рыночные доли крупнейших сотовых операторов России на 31 декабря 2011 г.
Данные AC&M Consulting

Четвертый крупный сотовый игрок на территории России – дискаунтер Tele2 на конец 2011 года имел 20,63 млн абонентов, что лишь на 101 тыс. больше, чем на конец ноября. Вот уже последние несколько месяцев оператор не показывает высоких темпов роста, что скорее всего связано с подготовкой к запуску шести новых регионов на Дальнем Востоке, намеченному на 2012 год.
Что касается объединенного «Ростелекома», то его совокупная абонентская база по итогам декабря незначительно сократилась и составила, по оценкам аналитиков AC&M Consulting, 12,59 млн человек (- 40 тыс.). Напомним, что в конце августа 2011 года «Ростелеком» приобрел у «СМАРТС» доли в двух региональных активах – 50 % акций сотового оператора «Волгоград-GSM» и 49 % акций «Оренбург-GSM» (более подробно см. новость раздела «Сотовая связь» от 5 сентября 2011 г.). При этом абонентская база CDMA-оператора «Скай Линк» пока не консолидируется в общекорпоративную – на него приходится еще 1,35 млн абонентов. Таким образом, совокупная абонентская база двух оставшихся независимых региональных игроков – «Сотовая связь МОТИВ» и группы «СМАРТС» – составила по итогам 2011 года всего 4,14 млн абонентов.

Если говорить о сотовом рынке Санкт-Петербурга отдельно, то, по данным AC&M Consulting, на конец декабря 2011 года здесь насчитывалось 13,669 млн абонентов при проникновении 215,6 %, что всего лишь на 27 тыс. больше, чем на конец ноября. Большинство новых подключений декабря обеспечили «МегаФон» (76 %) и «Билайн» (24 %). Что касается маркетинговой активности сотовых операторов Северо-Запада в декабре 2011 года, то она главным образом была сосредоточена на роуминговом направлении. Так, с 19 декабря 2011 года абоненты «МегаФон» могут пользоваться услугами связи на борту круизных лайнеров «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия» по специальным тарифам: 6 рублей/минута за входящие вызовы, 9 рублей/минута – за исходящие, стоимость SMS – 3,5 рубля, 1 Мбайт данных – 6,8 рубля. Кроме того, «МегаФон» в середине декабря ввел федеральный «Евротариф», который автоматически подключается всем российским абонентам при путешествиях в страны Европы, включая европейскую часть СНГ и Турцию (всего 44 страны). Стоимость входящего вызова снизилась в 9 раз до 6 рублей за минуту (ранее 56 рублей/минута), а стоимость исходящих вызовов и по стране пребывания снизилась в 5 раз до 16 рублей за минуту (86 рублей/минута ранее), исходящего SMS в роуминге составила 6 рублей (ранее 19 рублей) – более подробно см. материал рубрики «МегаФон» от 26 декабря 2011 г. По опубликованным вчера данным, «Евротариф» существенно увеличил объемы потребляемых в роуминге услуг: по входящим звонкам на 300 %, по исходящим – на 200 %, по SMS – на 140 % и по интернет-доступу – на 330 %. По итогам декабря-января услугами международного роуминга от «МегаФон» воспользовались около 0,75 млн абонентов компании, что на 53 % больше аналогичного периода прошлого года. При этом большинство абонентов, воспользовавшихся «Евротарифом», пришлось на Столичный филиал и Северо-Запад (45 и 35 % соответственно). А наиболее популярными странами для отдыха среди абонентов «МегаФон» стали Финляндия, Украина, Италия, Германия и Франция. Кроме того, в январе 2012 года в среднем на 15 % (по отношению к аналогичному периоду прошлого года) вырос объем подключений бизнес-клиентов к «МегаФону».

Распределение сотового рынка Санкт-Петербурга на 31 декабря 2011 года.
Данные AC&M Consulting

Что касается МТС, то оператор ответил на роуминговые инициативы «МегаФон» запуском обновленной федеральной опции «Ноль без границ», при подключении которой (абонентская плата 19 рублей в сутки) все входящие вызовы до 10-й минуты стали бесплатными, а с 11-й для стран присутствия МТС (Армения, Беларусь, Туркменистан, Украина и Узбекистан) – 5,9 рубля/минута, для всех прочих стран – 8,9 рубля. Соответственно, в этих пяти странах присутствия МТС исходящие вызовы тарифицируются по 25 рублей первая минута разговора и 5,9 рубля – все последующие. Для всех остальных стран первая минута исходящих вызовов тарифицируются по базовому тарифу (для стран Европы, Израиля, ОАЭ, Китая, Кубы и Ю. Кореи это 15,9 рубля за первую минуту, для всех прочих стран мира – 79 рублей), а все последующие – по 8,9 рубля/минута. В декабре МТС также запустил федеральные опции «Любимая страна» и «Любимая страна. Весь мир» с ежемесячной абонентской платой 50 и 190 рублей соответственно. Опции дают возможность звонить на все телефоны России или в любую выбранную страну мира по цене от 1,5 рубля (для России) и до 9,9 рубля (к примеру, для Японии) за минуту в зависимости от выбранной страны. Нельзя не отметить и запуск МТС тарифного плана «Супер МТС» – именно с его запуском связан рост абонентской базы оператора по всей России. При пополнении счета на 400 рублей (для каждого региона этот показатель свой) абонент получает 60 нетарифицируемых минут разговоров в день на номера МТС по всей России (стоимость всех прочих местных вызовов – 3 рубля/минута, SMS – 2 рубля). Из других маркетинговых инициатив МТС на Северо-Западе в декабре 2011 года стоит отметить совместную акцию с Nokia, в рамках которой с 7 декабря 2011 года по 31 марта 2012 года при покупке смартфона Nokia LUMIA 800 или Nokia LUMIA 710 в салонах МТС абонент получает 3 месяца пользования опцией «Супер-БИТ_free» (15 Мбайт трафика в час и 100 Мбайт в сутки без снижения скорости доступа).

Если говорить о «Билайн», то, отвечая на роуминговые инициативы конкурентов, сотовый оператор сделал ставку на интернет-доступ. С 26 декабря 2011 года по 31 января 2012 года предоплатные абоненты оператора при подключении опции «Интернет за границей» смогли воспользоваться 50 Мбайт трафика ежедневно с абонентской платой 49 рублей в сутки (для постоплатных абонентов введены аналогичные условия на тарифе «GPRS-пакеты в международном роуминге 50»). Что касается голосовых услуг в роуминге, то «Билайн» предлагал в декабре опцию «Cоблазнительный роуминг» (абонентская плата 9,95 рубля в сутки) для бесплатных входящих и опцию «Страны Билайн+» для исходящих вызовов (при абонентской плате 15 рублей в сутки она распространяется всего на 18 стран мира – главным образом, СНГ, ближнее зарубежье и прочие страны присутствия «ВымпелКом»).

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: Tele2, сотовая связь, МегаФон Северо-Запад, Билайн Петербург, МТС Петербург, СкайЛинк Петербург, AC&M Consulting