В сторону мультимедиа. «Скай Линк» уводит абонентов

На выставке «Связь-Экспокомм’2006», которая завершилась в минувшую субботу в Москве, сотовый оператор «Скай Линк» объявил ряд инициатив. Так, впервые в его сети была представлена работающая платформа дополнительных услуг BREW, и впервые на мировом рынке CDMA-450 был анонсирован запуск обмена мультимедийными сообщениями (MMS). Кроме того, компания презентовала обновленную версию своего сервисного портала SkyPoint, услуги которого по планам станут доступными в Петербурге в течение ближайшего месяца.

Холдинг «Скай Линк» был образован в 2003 году для реализации проекта по созданию федеральной сети сотовой связи стандарта CDMA-450. Напомним, что этот стандарт (его полное название IMT-MC-450, работает в диапазоне 450 МГц; технология CDMA20001X) был принят в России для цифровизации устаревших аналоговых сетей NMT-450. Основное его отличие - возможность высокоскоростной передачи данных. Особенности услуг стандарта определили его позиционирование в России – в основном многоговорящий бизнес-класс (при этом во многих других странах этот стандарт благодаря относительной дешевизне своего обслуживания активно продвигается и на массовых рынках). Первая сеть под брендом «Скай Линк» была запущена в Петербурге на базе оператора «Дельта Телеком» в конце 2002 года (сейчас здесь насчитывается около 170 тыс. абонентов), и в ноябре следующего года эта марка появилась в Москве (сейчас здесь насчитывается более 150 тыс. абонентов). Также аналогичные сети работают еще в 17 регионах страны, где обслуживают еще 20 тыс. подписчиков (среднее ARPU «Скай Линка» превышает $60). Одно из основных событий в жизни компании за последнее время – запуск технологии EV-DO, которая позволила увеличить скорость передачи данных с максимальных 153 кбит/c до 2,4 Мбит/c. Услуги на ее базе продвигаются под маркой SkyTurbo.

На прошедшей на днях в Москве выставке «Связь-Экспокомм’2006» компания представила ряд своих новых проектов – в их числе тестовая версия так называемого BREW-shop, благодаря которому абонент может приобрести дополнительные сервисы (включая как скачивание медиаэлементов – мелодий, логотипов, так и более продвинутые услуги, например, мобильное ТВ), обмен MMS-сообщениями и новая версия сервисного портала SkyPoint.

Запуск технологии BREW в сети «Скай Линка» - достаточно долгая история, например, соглашение об ее развертывании было подписано еще компанией «Дельта Телеком» в 2003 году, однако запуск тестовой платформы в Москве и Петербурге был начат только в марте этого года. Разработчиком стандарта CDMA является американская компания Qualcomm, которая фактически держит в одних руках все аспекты его развития – в отличие от более демократичного GSM-мира. Технология BREW (Binary Runtime Environment for Wireless) – интеллектуальная платформа, которая была разработана Qualcomm для предоставления широкого спектра контент-услуг различных разработчиков. Напомним, что в GSM-сетях дополнительные услуги в основном реализованы на платформе Java. При этом если использование последней фактически децентрализовано и практически никак не контролируется, то Qualcomm с самого начала пошел по пути централизованной модели. Ее отличие - использование BREW жестко привязано к чипсету в телефоне.

Еще одна особенность BREW – в ее реализации: приложения автоматически встраиваются в меню телефона, дополняя стандартный набор функций, предусмотренный изготовителем, – пользователь получает доступ к допуслугам через так называемый BREW-shop, тестовая версия которого и была продемонстрирована на минувшем «Связь-Экспокомме». С помощью этой опции можно было загрузить ряд картинок и мелодий, посмотреть мобильное ТВ (пять каналов) или видеоролики, а также воспользоваться услугой «Удаленное видеонаблюдение». Напомним, что услуги, связанные с потоковым видео, были разработаны совместно с петербургским разработчиком «Вьюга», входящим в группу All Systems. Сейчас она ведет работу по интеграции услуг «Скай Линка» с популярными в России частными системами безопасности.

Точная дата коммерческого запуска BREW не раскрывается, по некоторым данным, ее услуги станут доступны в сентябре-октябре этого года. Сейчас «Скай Линк» проходит последние стадии финансового и технического согласования запуска платформы в полноценную эксплуатацию в России, – в частности, поставляемые в Россию телефоны CDMA-450 должны пройти так называемую коммерциализацию - то есть пройти тесты и получить одобрение от Qualcomm. Сейчас тестируется три «трубки» - единственная пока EV-DO-модель Ubiquam-300, а также Ubiquam-105 и -100.

Несмотря на то что в области BREW «Скай Линк» запаздывает, ему удалось выбиться в лидеры на мировом рынке CDMA-450 в другой области – услуги обмена MMS-сообщениями. Сейчас она анонсирована только в России – в сети «Скай Линк» недавно состоялся запуск в опытную эксплуатацию первого в мире MMS-центра, реализованного в сети CDMA-450. Поставщиком MMS-платформы является компания Comverse, а клиентское MMS-приложение для «Скай Линк» поставила компания G5 Holdings – один из первых российских разработчиков ПО для платформы BREW, который ранее трудился исключительно на западные рынки. Платформа позволяет создавать текстовые и мультимедийные сообщения большого объема и обмениваться ими как с абонентами сети «Скай Линк», так и с абонентами GSM-сетей. Правда, доступен MMS-обмен станет только вместе с запуском BREW.

Еще одним серьезным вложением оператора стала модернизация сервисного портала SkyPoint. Напомним, что эта площадка была представлена в мае прошлого года на той же выставке, и она позиционируется как единый информационный центр для абонентов (доступ к нему может быть осуществлен через Интернет как с помощью ПК и мобильного компьютера, так и телефона «Скай Линк»). На первом этапе он был доступен только подписчикам московской сети "Скай Линка". С помощью SkyPoint подписчик может управлять своим счетом, включая функции блокировки связи, настройки "белого и "черного" списков абонентов, ведение записной книги, список пропущенных звонков и т. д., а также получить ряд дополнительных сервисов. Например, прием факсовых сообщений на "трубку" "Скай Линк" - его электронная копия отправляется на сайт (в ближайшую неделю будет запущена услуга отправки факсов). Одна из базовых услуг на портале - это также предоставление почтового сервиса - абонент сможет зарегистрировать электронный адрес, в котором первая часть будет совпадать с его номером.

На «Связь-Экспокомм’2006» «Скай Линк» анонсировала уже третью версию портала – вторая была представлена в октябре прошлого года. Основные ее отличия – изменены навигация и дизайн пользовательского интерфейса, и, кроме того, в SkyPoint, была реализована возможность размещать и хранить персональные файлы: документы любых форматов (Word, Excel, Power Point и пр.), а также мультимедийные файлы (видео, фото). Главное отличие третьей версии с технической точки зрения – она поддерживает территориально-распределенную структуру, что позволит оператору достаточно быстро запускать их в других своих сетях помимо Москвы. С точки зрения функциональности основным изменением стал ввод нового сервиса «Корпоративный администратор». Благодаря ему корпоративный заказчик сможет управлять профилями, услугами и лицевыми счетами «трубок» на своем балансе, получать расширенную статистику по услугам и звонкам абонентов и т. д.

Кроме того, на базе новой версии SkyPoint «Скай Линк» планирует заниматься активной продажей информационного контента – на сайте можно уже сейчас приобрести базы данных юридических и нормативных документов, сведения о структуре госорганов РФ. Среди «косметических» улучшений – добавлена услуга «Диктофон» (запись через телефон аудиофайлов и сохранение их в виртуальном файловом хранилище), а также расширенное управление услугой «Музыкальная пауза» (выбор и покупка мелодий для замены гудков конкретного абонента при дозвоне).

По планам тестирование 3-й версии будет вестись еще около месяца. При этом всего услугами SkyPoint за время его существования воспользовались около 30 тыс. абонентов, что составило в среднем около 100 тыс. обращений к порталу в месяц. Первоначальная версия портала была разработана собственными усилиями специалистов московского "Скай Линка". В дальнейшем к проекту присоединился интегратор «Квазар-Микро». По оценкам экспертов, инвестиции в такой проект превышают $1 млн. Конкретные сроки запуска региональных версий SkyPoint не раскрываются. Пока интеграция SkyPoint с программно-аппаратным комплексом региональной компании впервые реализована в марте 2006 года в Новосибирске, и в ближайшее время анонсирован его старт в Нижнем Новгороде, а в течение месяца и в Петербурге – все необходимые технические шаги уже сделаны.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Оборудование