Леонид Меламед, МТС: "Мы должны обеспечить нашим клиентам качественные услуги, а нашим инвесторам – доходность вложенных ими средств"

Интервью агентству ПРАЙМ-ТАСС исполняющего обязанности президента ОАО "Мобильные ТелеСистемы" /МТС/ Леонида Меламеда.

Корр.: Леонид Адольфович, Вы возглавили МТС в эпоху перемен в компании, что не сулит Вам легкой жизни на этом посту. В частности, в компании внедряется обновленный бренд. Что влечет за собой введение нового бренда, что это значит для компании?

Леонид Меламед: Прежде всего, должен сказать, что, недолгий срок моего пребывания в МТС в качестве руководителя – прошел месяц с момента моего назначения – не создает для меня каких-то особых сложностей в выполнении моих обязанностей. В первую очередь, благодаря коллективу МТС – здоровому, умному, профессиональному, который хочет перемен и готов активно работать над этим. Приход в компанию нового руководителя – это как бы сигнал к началу работы всего коллектива над осуществлением позитивных перемен в деятельности МТС, и, на мой взгляд, сотрудники компании включились в такую работу очень целенаправленно и профессионально, с энтузиазмом, за что я им благодарен.

Если говорить о бренде – во всех случаях новый бренд это новая эмоциональная окраска всего, что связано с компанией. Причем не только для клиентов, но и для самой компании, для ее коллектива. Потому что с эмоциями, которые порождаются новым брендом, люди приходят на работу и ежедневно работают. Вследствие этого, для меня очень важным был вопрос, нравится ли наш обновленный бренд коллективу. Я рад, что нравится: если бренд нравится коллективу, я уверен – он понравится и потребителям. Потому что в этом случае десятки тысяч сотрудников МТС и сотрудников дилерских компаний смогут объяснить клиентам, почему бренд нравится им самим и чем он хорош.

Корр.: Не секрет, что в настоящее время лидерство МТС на российском рынке сотовой связи стало не столь бесспорным, как некоторое время назад. МТС – по-прежнему лидер, но теперь основные конкуренты идут практически вровень, а кое в чем и опережают Вашу компанию. Каково, на Ваш взгляд, основное направление работы по восстановлению и упрочению позиций компании на рынке?

Л.М.: Разумеется, сейчас уже трудно рассчитывать, что кто-то, в том числе и мы, может быть ультимативным лидером, опережающим других на многие миллионы абонентов или на многие десятки процентов по объему доходов. Современное состояние рынка сотовой связи в России не позволяет на это рассчитывать. Наша задача - сохранять лидирующее положение по многим показателям, хотя, вполне вероятно, и не по всем. При этом мы должны обеспечить нашим клиентам качественные услуги, а нашим инвесторам – большую доходность вложенных ими средств, чем у конкурентов.

Есть несколько основных направлений нашего дальнейшего развития. При этом наиболее важно то, что у нас достаточно широкое поле для маневра, для выбора наиболее рациональных путей и возможностей совершенствования.

Разумеется, изменения коснутся и маркетинговой политики компании и системы тарифов и услуг: тарифы должны стать более простыми и понятными, а услуги более доступными. При этом должно быть упорядочено продвижение тарифов и услуг к пользователю: людям должно быть понятно, что именно они должны у нас приобрести для удовлетворения тех или иных своих потребностей.

Я полагаю, что должна также несколько измениться политика в отношении капитальных затрат компании при сохранении высокого уровня качества предоставляемых услуг. Нам следует оптимизировать наши затраты: компания должна научиться более экономно относиться к расходам. Во многом это требование актуально именно потому, что совсем рядом – наши конкуренты, и эффективность затрат является очень важным фактором соперничества на рынке.

МТС нуждается и в дальнейшем развитии системы управления. Нынешняя структура управления МТС сложилась в условиях массированных слияний, когда главным было обеспечение управляемости быстрорастущей компании. Теперь наступает следующий этап развития, когда важным является предоставить больше возможностей для проявления инициативы и больше полномочий для филиалов в регионах. Это позволит, помимо прочего, приблизить структуру услуг к нуждам конкретных потребителей в конкретных регионах.

Корр.: Из того, что Вы сказали, следует два, на мой взгляд, важных вопроса. Во-первых, в условиях высокой насыщенности рынка, качество клиентского сервиса приобретает решающее значение для успеха бизнеса компании. Что намерен делать МТС в этом направлении?

Л.М.: Мы сейчас планируем провести специальное исследование по апробированным в мире методикам, на основе результатов которого разработаем программу повышения качества по всем составляющим нашей деятельности. Это коснется и качества работы call-центров, и качества самих услуг, и биллинга и т.д. Это системный проект приоритетной важности для нашей компании. Мне в свое время пришлось реализовывать такой проект в РОСНО, с хорошим, как мне кажется, результатом, и я уверен, что это удастся сделать и в МТС.

Корр.: Второй вопрос – об экономической эффективности. Среди специалистов существует два подхода к оценке экономической эффективности телекоммуникационных компаний. В рамках одного подхода считается, что основным показателем эффективности, как и для всех коммерческих компаний, является величина показателей прибыльности. Другие полагают, что для телекоммуникационной компании наиболее важно – обеспечивать большой объем дохода, что создает возможность для развития и маневра средствами в зависимости от ситуации. Как Вы думаете, в текущей ситуации на российском рынке сотовой связи что наиболее важно – поддерживать и наращивать объем доходов или обеспечивать высокие показатели прибыльности?

Л.М.: Мне часто приходится встречаться со стремлением инвесторов к обеспечению прибыльного роста компании. В то же время, я считаю, что со временем обеспечение прибыльности будет все более важным. Это связано с тем, что в условиях все насыщения рынка ценой роста все более будет становиться снижение прибыльности. Поэтому, думаю, что инвесторы все более внимательно будут относиться к показателям прибыльности. И они должны быть уверены, что мы сможем генерировать необходимую прибыль. Что, кстати сказать, в России не так просто: ведь доходность абонентов сотовой связи в нашей стране не высока. Поэтому важная задача для нас – показать инвесторам, что мы можем обеспечивать достаточную прибыльность на рынке с низким удельным доходом в расчете на одного абонента.

Корр.: В связи с этим вопрос о выходе компании на рынки сотовой связи за рубежами России. Известно, что у МТС есть дочерние компании в странах СНГ. Известно также, что МТС предпринял несколько нерезультативных попыток выйти на рынки дальнего зарубежья. Не считаете ли Вы, что эти нереализованные попытки – не проблема МТС, а общая для российских компаний проблема с выходом на рынки вне постсоветского пространства? Считаете ли Вы важным для МТС продолжение работы в этом направлении?

Л.М.: Думаю, что наиболее важно для МТС – расти прибыльно, при этом не так важно, куда расти – в географическом смысле. С другой стороны, если нам удастся начать работать на экономически привлекательных рынках вне России и стран СНГ – это скажется положительно на эффективности компании. При этом, конечно, нужно адекватно оценивать риски, возникающие при выходе на любой новый рынок. При этом наше преимущество в том, что при освоении новых рынков мы можем опираться на опыт и возможности "Системы Телеком" и АФК "Система" в целом.

Корр.: А как Вы в этом смысле оцениваете возможности, которые открываются перед МТС в связи с политикой "Системы Телеком" по введению сквозного бренда?

Л.М.: По-моему, это очень благоприятные возможности. В частности, мы уверены, что уже в этом году большинство наших тарифных планов будут включать в себя не только услуги сотовой связи, но и другие виды телекоммуникационных услуг. Начинается переход к концепции интегрального оператора, и новый бренд – ни что иное, как отражение этой философии.

Корр.: Каким Вы видите будущее для МТС?

Л.М.: Я убежден, что МТС, уже сегодня входящий в десятку крупнейших сотовых операторов в мире, станет активным участником процесса консолидации бизнеса на мировом рынке сотовой связи. Более того, мы полагаем, что МТС станет одной из точек такой консолидации. В итоге, в мире останется ограниченное число мегаоператоров сотовой связи, и МТС будет одним из них. Нужно также иметь в виду, что консолидация будет происходить не только в сотовой связи, но и вообще в телекоммуникационной индустрии. Поэтому, используя концепцию интегрального оператора, МТС может стать точкой консолидации и в целом в мировой телекоммуникационной отрасли. Что, в свою очередь, сделает наши услуги более разнообразными, привлекательными и востребованными.

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: