Отчет Fast Lane Ventures: российские интернет-стартапы - инвестиции растут

Компания Fast Lane Ventures, работающая на рынке разработки, запуска и продвижения новых интернет-компаний, представила результаты исследования, посвященного финансированию российских интернет-компаний и стартапов в 2010-2011 годах.

Fast Lane Ventures является бизнес-акселератором, основная сфера деятельности которого – создание интернет-компаний в потребительском сегменте. «Нас часто путают с фондом в силу того, что мы инвестируем в наши бизнесы на стадии seed. Но мы принципиально отличаемся от венчурного фонда тем, что мы вовлечены в оперативное управление бизнесами, которые запускаем, – поясняет генеральный директор Fast Lane Ventures Марина Трещова. – Мы очень активно взаимодействуем со стартапами на ранней стадии – в первые 2-3 месяца после запуска. Позднее, когда сформировано ядро команды и все процессы запущены (а в среднем мы строим компании за 50 дней), мы выполняем в основном контролирующие функции. Хотя при этом продолжаем поддерживать компании и своей экспертизой в области рекрутмента, маркетинга, поиска инвестиций и т. д.» На текущий момент за два года с момента старта Fast Lane Ventures запустила 19 онлайн-компаний, две из которых уже проданы стратегическим инвесторам.



Генеральный директор Fast Lane Ventures Марина Трещова
Генеральный директор Fast Lane Ventures Марина Трещова



Целью исследования Fast Lane Ventures ставилось собрать наиболее полные данные по инвестициям в интернет-компании и стартапы и привлечь внимание российских и зарубежных инвесторов к Рунету как привлекательному направлению инвестирования. «На наш взгляд, российский Интернет динамично развивается, и в нём есть большое количество интересных возможностей», – отмечает г-жа Трещова. В качестве объекта исследования выступали российские компании, чья бизнес-модель основывается на работе в рамках сети Интернет, либо компании, большая часть дохода которых обеспечивается за счёт операций в Интернете. Принадлежность к «российским» определялась по таким критериям, как операции на российском рынке, происхождение компании, российские основатели и наличие российского офиса или центра разработок. Исследование основывается на публичных источниках и данных, полученных от инвесторов и компаний напрямую, а также на экспертных оценках Fast Lane Ventures.

В 2010 году на российском интернет-рынке было проведено 59 сделок. Инвестиции в «молодые» интернет-компании и стартапы составили $225 млн – 17,3 % от общего объёма инвестиций в Рунет с учётом двух крупнейших сделок с участием зрелого бизнеса: проведение IPO Mail Group и покупка доли в VKontakte компанией Mail Group ($1,3 млрд).

В следующем году количество сделок увеличилось почти в 3,6 раза – до 215. Общий объём сделок с «молодыми» интернет-компаниями и стартапами вырос до $540 млн, что составило уже 26,7 % от общего объёма рынка ($2,15 млрд с учетом IPO Yandex, покупки доли в VKontakte компанией Mail Group и инвестиций ruNet, Rakuten и Index в Ozon).

Как отмечается в исследовании, несмотря на позитивную динамику, российский интернет-рынок продолжает оставаться непрозрачным. По оценкам экспертов Fast Lane Ventures объём непубличных сделок в Рунете примерно равен объёму публичных, информация по которым открыта. «Мы знаем не менее чем о 100-150 сидовых инвестиций, осуществляемых бизнес-ангелами и непубличными холдингами, и 20-30 крупных инвестиций (например, now.ru, wildberries.ru, bonsport.ru, autoscout24.ru, promenad.ru, bigbuzzy.ru, mebelrama.ru, holodilnik.ru, booking.ru, quto.ru, zvooq.ru, bookmate.ru, t&p.ru и др.), по которым вся финансовая информация абсолютно закрыта», – комментирует старший инвестиционный аналитик Fast Lane Ventures Андрей Куликов. С учётом этих сделок общий объём инвестиций в российские  интернет-компании и стартапы мог составить около $500 млн в 2010-м и $1 млрд в 2011 году.



Старший инвестиционный аналитик Fast Lane Ventures Андрей Куликов
Старший инвестиционный аналитик Fast Lane Ventures Андрей Куликов



Говоря об основных трендах данного рынка, аналитики отмечают, что последние два года продемонстрировали радикальный рост интереса инвесторов к интернет-стартапам на стадии seed. Количество компаний, получивших стартовые инвестиции в 2011 году, выросло более чем в 4 раза по сравнению с 2010 годом: 22 и 91 сделка соответственно. Общий объем seed-инвестиций в 2010 году составил $8,7 млн, в 2011-м – 14,1 млн.

Также в этот период можно наблюдать беспрецедентный рост грантового финансирования: за два года 61 стартап получил более $20 млн в виде грантов, причём до 2010 года эта цифра стремилась к нулю.

На фоне заметного роста объемов инвестиций на стадии seed, финансирование более поздних раундов и выходы из бизнеса не демонстрируют столь же позитивной динамики и представляют скорее «узкое место» в инвестиционном процессе Рунета. Анализ 8 сделок, которые могут быть квалифицированы как выходы, показал, что половина из них – это приобретение команд и технологий. Полноценными «историями успеха» могут считаться только две сделки: покупка Darberry компанией Groupon и Qik – компанией Skype.

«Сегодня – в силу заметного роста интереса инвесторов и развития инфраструктуры, у молодых предпринимателей появляется все больше возможностей «стартовать» бизнес, однако рассчитывать на «легкие деньги» после старта не приходится. Создание интернет-компаний в России обходится не намного дешевле, чем, например, в США, а ожидания инвесторов по возврату вложений вполне сопоставимы с Америкой и Европой. Поэтому российским интернет-строителям, создающим новые бизнесы на гораздо меньшем рынке, придется приложить немало усилий, чтобы получить финансирование на более поздних раундах», – комментирует Андрей Куликов.

На поздних раундах стартапы привлекли намного больше денег, чем на посевном раунде. Для сравнения, на посевной стадии было привлечено $8,8 млн в 2010 году и $14,1 млн в 2011-м. На раунде А и более поздних раундах было привлечено $160 и $290 млн соответственно. Количество же компаний, которое привлекало деньги на поздних стадиях намного меньше: 22 и 90 на стадии seed в 2010 и 2011 году, против 28 и 57 в 2010 и 2011 году. Как поясняют в Fast Lane Ventures, меньшее количество проинвестированных компаний на поздних этапах свойственно отрасли венчурного финансирования: высокие риски находят своё отражение в не профинансированных компаниях, которые закрываются. Дальше идут компании, у которых получается построить команду, продукт, наладить бизнес процессы и начать получать выручку, или получается убедить инвесторов что это произойдет в ближайшем будущем и вложение денег в компанию даст возможность инвестору заработать.

Основным объектом инвестиций и главным драйвером роста российского Интернета остается электронная коммерция.

Анализ наиболее крупных сделок подтвердил приверженность инвесторов проверенным бизнес-моделям и компаниям-лидерам а своих сегментах. Как минимум половина из топ-10 инвестиций, включая VKontakte, Darberry, Avito, Kupivip и др., являются аналогами западных бизнес моделей. «Эта логичная тенденция, – говорит Марина Трещова. – Использование проверенных бизнес-моделей минимизирует риски неудач и позволяет значительно ускорить процесс разработки и запуска новых компаний. А для интернет-рынка скорость критична. Идеи носятся в воздухе, и выигрывает тот, кто успеет реализовать их первым».

Что касается перспектив данной отрасли, аналитики Fast Lane Ventures отмечают, что ключевой вопрос ближайших лет – темпы развития российской венчурной инфраструктуры: хватит ли у нее ресурсов, чтобы продолжить инвестировать как во вновь стартующие, так и более зрелые бизнесы, профинансированные в исследуемый период. На текущий же год, судя по тем сделкам, которые произошли в первой его половине, прогнозируется увеличение объёма сделок в 1,5 раза. На сегодняшний день уже есть крупные заметные сделки и выходы: например, Fast Lane Ventures продала две компании – Sapato и Shopping Live.

Исследование Fast Lane Ventures затронуло именно интернет-компании и стартапы, однако аналитики компании отмечают, что стартаперы сосредоточены отнюдь не только на развитии в сфере Интернета: «Я не уверен в том, есть ли реально крен в сторону интернет-среды, – говорит Андрей Куликов. – В России сейчас запускается множество бизнесов в реальном секторе, в сфере услуг, технологий, начиная от простых бизнесов и франшиз заканчивая созданием технологических компаний. Мы читаем об интернет-бизнесах в Интернете, и у нас создается ощущение, что он везде, но реально это может оказаться не так. С уверенностью можно говорить о том, что предпринимательство в Интернете сейчас набирает популярность, и на это есть ряд причин: здесь ещё достаточно слабая конкуренция, рынок быстро растёт, к сожалению, фактор недооценки необходимых усилий тоже присутствует, многим кажется, что в онлайне все проще, чем в офлайне, хотя это, конечно, не так».

В целом, говоря о развитии российской инновационной экосистемы, Fast Lane Ventures в последнее время наблюдает много положительных изменений: проводится большое количество целевых мероприятий, в том числе, международного уровня (Techcrunch, DLD), формируется инфраструктура – бизнес-акселераторы, бизнес-инкубаторы, на рынок приходят зарубежные инвесторы, создаются российские венчурные фонды, MMВБ продвигает площадку для размещений акций инновационных компаний, Сколково работает над созданием инновационной экосистемы.

Рубрики: Интернет, Финансы, Web, Инновации

Ключевые слова: инвестиции, инвестирование, инвестиционные компании, финансирование, инвестиционная деятельность, инновационная инфраструктура, инновации, венчурное