AC&M Consulting: 13,47 млн абонентов в Санкт-Петербурге

Согласно отчету AC&M Consulting, общее количество номинальных абонентов сотовой связи (по числу проданных SIM-карт) на 30 июня 2012 года в России составило 227,55 млн человек, что соответствует уровню проникновения 151,4 %. При этом большинство новых подключений обеспечил Tele2 и «МегаФон». В то же время по итогам второго квартала все российские сотовые операторы показали слабую, но положительную динамику в наборе абонентской базы. Так, с конца марта по июнь 2012 года число номинальных пользователей выросло лишь на 1,71 млн, большая часть которых пришлась на регионы – на Санкт-Петербург лишь 157 тыс.

Совокупное число абонентов МТС на конец июня 2012 года по всем странам присутствия (Россия, Украина, Узбекистан, Армения, Беларусь) составило 105,29 млн человек, что лишь на 107 тыс. больше, чем на конец марта (в России число абонентов МТС по итогам выросло на 215 тыс. человек – до 69,59 млн). Что касается второго по величине оператора сотовой связи на территории СНГ – компании «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), то его совокупная абонентская база по 7 странам присутствия (Россия, Украина, Таджикистан, Казахстан, Армения, Грузия, Киргизия) на 30 июня 2012 года составила 101,39 млн человек, что на 164 тыс. больше, чем на начало второго квартала (в России рост абонентской базы составил 117 тыс. человек – до 55,74 млн человек). Соответственно, главный оперативный конкурент «Билайн» – сотовый оператор «МегаФон» – усилил отрыв на российском рынке, прочно закрепившись на второй строчке по размеру абонентской базы. Если разрыв по абонентам между двумя сотовыми операторами на конец октября 2011 года составлял 3,3 млн, то на конец июня 2012 года – 6,3 млн абонентов. Соответственно, «МегаФон» занимает теперь 27 % российского рынка, а «Билайн» – 24 % (31 % у МТС, 10 % у Tele2, 8 % – у других игроков). Что касается динамики «МегаФона», то на конец июня он имел 63,68 млн абонентов по всем странам присутствия (Россия, Таджикистан, Абхазия и Ю. Осетия), большая часть из которых приходилась на Россию – 62,06 млн абонентов (+ 431 тыс. абонентов к показателю на конец марта).

 Рыночные доли крупнейших сотовых операторов России на 30 июня 2012 г.

Рыночные доли крупнейших сотовых операторов России на 30 июня 2012 г.
Данные AC&M Consulting

 

Четвертым крупным сотовым игроком на территории России по-прежнему остается дискаунтер Tele2, имеющий на конец июня 2012 года 21,63 млн абонентов, что практически на 700 тыс. больше, чем на конец марта. Таким образом, дискаунтер во втором квартале продолжил активный набор абонентской базы, ранее значительно замедлившийся. Что касается объединенного «Ростелекома», то в отчете AC&M Consulting абонентская база «Скай Линк» еще считается отдельно, хотя компания была недавно полностью присоединена (см. новость раздела «Ростелеком» от 31 июля 2012 г.). Абонентская база «Ростелекома», таким образом, на конец июня 2012 года составила 14,23 млн абонентов (включая 1,29 млн абонентов «Скай Линк»), что на 200 тыс. больше показателя на конец марта. Таким образом, совокупная абонентская база двух оставшихся независимых региональных игроков – «Сотовая связь МОТИВ» и группы «СМАРТС» составила на конец июня 2012 года всего 4,2 млн абонентов, увеличившись совсем незначительно.

Если говорить о сотовом рынке Санкт-Петербурга отдельно, то, по данным AC&M Consulting на конец июня 2012 года, здесь насчитывалось 13,47 млн абонентов при проникновении 204,3 %, что на 157 тыс. больше, чем на начало второго квартала. По итогам второго квартала 2012 года 49 % всех новых подключений обеспечил МТС, 46 % Tele2 и 5 % – «Билайн».

 Распределение сотового рынка Санкт-Петербурга на 30 июня 2012 года

Распределение сотового рынка Санкт-Петербурга на 30 июня 2012 года.
Данные AC&M Consulting

Чем был обусловлен успех в подключении новых абонентов МТС во втором квартале 2012 года? Скорее всего тем, что в апреле оператор вывел тариф RED Energy с единой стоимостью всех местных исходящих и SMS в 1 рубль и без абонентской платы (звонки на номера МТС по России – 3 рубля/минута, на остальные российские номера – 10 рублей/минута, SMS – 2,5 рубля). На этом тарифе также возможно подключение тарифных опций МТС, к примеру, «Везде как дома» (абонентская плата 93 рубля в месяц, стоимость исходящих по России – 3 рубля/минута) и «Область» (абонентская плата 77 рублей в месяц, стоимость вызовов на любые номера, находящиеся в Ленинградской области, – 0,47 рубля/минута). А еще ранее, в начале марта, МТС предоставил возможность подключения к популярному тарифу «Супер МТС» с городским номером за дополнительную абонентскую плату 150 рублей в месяц. Что касается Tele2, то, помимо стандартной тарифной линейки, с середины апреля дискаунтер объявил о снижении стоимости голосовой связи (входящие, местные и международные вызовы в Россию) в европейских странах и Турции до 9,45 рубля за минуту разговора, а стоимости исходящих SMS/MMS до 4,5 рубля (стоимость пользования мобильным Интернетом в роуминге была также снижена в два раз – до 25 рублей за Мбайт).

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: сотовая связь СПб, сотовые операторы, сотовые абоненты, AC&M Consulting