Так все же ЭЦП или электронная подпись?

Действие старого № 1-ФЗ «Об электронно-цифровой подписи» было продлено до 1 июля 2013 года, таким образом, введение трех видов электронной подписи (согласно новому № 63-ФЗ «Об электронной подписи») – простой, усиленной и квалифицированной усиленной – откладывается еще на год. В результате сегодня в нашей стране одновременно действуют оба закона. О причинах переноса срока прекращения действия старого закона об ЭЦП, последствиях для рынка и необходимых условиях для массового использования различных видов электронной подписи рассказывает к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией компании «Электронные офисные системы» (ЭОС), член «Гильдии Управляющих Документацией» и ARMA International Наталья Храмцовская.

Напомним, что № 1-ФЗ «Об электронно-цифровой подписи» был принят еще в январе 2002 года и вводил один вид электронно-цифровой подписи (ЭЦП), который выдавался аккредитованным удостоверяющим центром (УЦ). Новый закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи» был принят в апреле  2011 года, он вводил уже три категории подписей: простую, неквалифицированную усиленную (выдается через удостоверяющий центр или УЦ) и квалифицированную усиленную (выдается через аккредитованный УЦ). При этом, согласно новому закону, для обращения граждан и организаций к органам государственной власти, а также общения последних между собой требовался наиболее защищенный вариант подписи – квалифицированная усиленная ЭП. По юридической силе именно она приравнивается к бумажному документу, соответствующими этому же типу подписи признавались и все ЭЦП, выданные с 2002 года по № 1-ФЗ. Однако новый закон также устанавливал новые требования и порядок аккредитации удостоверяющих центров, поэтому для завершения этого процесса окончание срока действия старого закона об ЭЦП было перенесено сначала на год – до 1 июля 2012 года, а теперь и на 1 июля 2013 года. Кроме того, переходный период понадобился для переработки существующей законодательно-нормативной базы, регламентирующей использование электронных подписей.

«Действие старого закона пришлось продлять из-за того, что государственные органы, с одной стороны, не успели привести законодательно-нормативную базу в соответствие с требованиями нового законодательства. На 1 июля 2012 года только на федеральном уровне не были приведены в соответствие с законом «Об электронной подписи» около 1200 законодательно-нормативных актов, что могло привести к серьёзным проблемам в таких сферах деятельности, как государственные закупки, сдача налоговой отчетности и т. п. С другой стороны, что было даже более критично, к 1 июля 2012 года не были сертифицированы удостоверяющие центры, которые должны были обеспечить всех усиленными квалифицированными подписями. Первые списки таких УЦ появились только 28 июня», – рассказывает ведущий эксперт по управлению документацией ЭОС Наталья Храмцовская.

Несмотря на введение трех типов подписи, в том числе простой, государственные органы по-прежнему не желают брать на себя никаких рисков применения более простых и дешевых в использовании видов электронных подписей. И если во взаимодействии между собой и с юридическими лицами эта политика в приказном порядке еще может быть реализована, то заставить граждан использовать квалифицированные подписи за собственные деньги будет непросто. «У этого вопроса, однако, есть и другая сторона: только квалифицированная подпись обладает презумпцией подлинности, т. е. для того, чтобы поставить её под сомнение, нужно привести достаточно веские аргументы и доказательства. При использовании прочих видов подписей придётся в случае спора доказывать их подлинность. Далее, только квалифицированная подпись является универсальной и может быть использована везде, где допускается применение электронных документов, без заключения каких-либо дополнительных соглашений с другими заинтересованными сторонами», – продолжает Наталья Храмцовская.

 

К.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией компании «Электронные офисные системы» (ЭОС), член «Гильдии Управляющих Документацией» и ARMA International Наталья Храмцовская

 

В то же время простые электронные подписи можно использовать везде, где не требуется жесткая идентификация гражданина или организации. Например, когда предоставляется общедоступная информация; оказываются услуги конкретному гражданину (например, уплата налога) и не имеет значения, кто заказал эту услугу. Или в случае, когда для того, чтобы воспользоваться результатами оказания услуги, на окончательном этапе её получения гражданин должен прийти либо в государственные орган, либо в многофункциональный центр и идентифицировать себя. Применение же усиленных электронных подписей, а тем более квалифицированных ЭП необходимо там, где взаимодействие идет только в электронном виде, а также требуется однозначная идентификация лица, обратившегося за государственными услугами. Зарубежный опыт это только подтверждает. В странах, выдавших практически всему взрослому населению электронные карты, позволяющие создавать квалифицированные подписи, к примеру, в Эстонии или Австрии, этой возможностью воспользовалось лишь 5 %.

Российский регулятор работает в данном направлении, пусть и не так быстро, как хотелось бы. Так, распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2011 года № 1214-р был утвержден «План подготовки правовых актов в целях реализации федеральных законов «Об электронной подписи» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электронной подписи». В этом документе была запланирована разработка постановления Правительства РФ «О порядке использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, в том числе порядок создания и выдачи ключа простой электронной подписи, определение органов и организаций, имеющих право на создание и выдачу ключа простой электронной подписи в целях оказания государственных и муниципальных услуг» (срок до 31 октября 2011 года). Однако до сих пор этот документ так и не появился на свет.

Что же касается сферы бизнеса, то там, где это выгодно организациям, да и физическим лицам, взаимодействующие в электронном виде стороны совершенно спокойно используют простые электронные подписи. Другое дело, что в случаях, когда электронные документы служат основой серьезных правоотношений или где использование ЭЦП/УЭП установлено на законодательно-нормативном уровне, все участники обмена вынуждены использовать только усиленные квалифицированные подписи и ЭЦП. С технологической же точки зрения проблемы перехода не существует – новые виды усиленных электронных подписей отличаются от ЭЦП лишь своим названием. Тем, кто научился использовать ЭЦП, не представляет труда перейти на использование УЭП. Иное дело, что выдача квалифицированных подписей пока только началась, но до конца года этот вопрос с большой вероятностью будет уже решён. Со сдачей отчетности и не могло возникнуть каких-либо серьезных проблем, поскольку технология ее сдачи через специализированных операторов связи отлажена и постоянно совершенствуется. Что касается анализа арбитражной практики по электронным государственным закупкам, то он показывает, что значительная часть проблем здесь связана не столько с технологией ЭЦП, сколько с непродуманным законодательно-нормативным регулированием данной сферы, которое не учитывает происходящий в настоящее время переход на смешанный документооборот (электронный/бумажный).

Тем не менее ведущий эксперт по управлению документацией ЭОС Наталья Храмцовская оптимистично смотрит на будущее электронной подписи в России как в плане использования физическими, так и юридическими лицами, хотя для этого и предстоит еще многое сделать. «С моей точки зрения, если не будет решен вопрос широкого использования простых электронных подписей для оказания государственных услуг, переход на электронные государственные услуги для физических лиц будет идти куда сложнее и медленнее и обойдётся дороже. Однако, учитывая, насколько быстро в нашей стране сейчас меняется законодательно-нормативная база, в 2013 году положение дел c использованием электронных подписей, скорее всего, изменится, и, я полагаю, эти изменения будут, прежде всего, связаны с электронным взаимодействием самих государственных органов и юридических лиц. Что касается бизнеса, то, как мне кажется, популяризация электронных способов обмена документами не должна останавливаться лишь на нормативно-правовом регулировании. Важно, чтобы соответствующие технологии были удобными для всех участников информационного обмена. В противном случае мы ещё долго будем вынуждены затрачивать серьезные финансовые и людские ресурсы для поддержания смешанного документооборота и использовать в деловой деятельности и государственном управлении бумажные документы», – отметила в заключение эксперт. Более подробно о цифровой подписи, а также текущем российском законодательстве в области электронного документооборота, российском и зарубежном опыте оказания электронных госуслуг и других темах можно узнать в первой и второй серии аудиоподкастов Натальи Храмцовской.

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Интеграция, ПО, Регулирование

Ключевые слова: ЭОС