«ИНФОТРАНС-2012». День второй

В середине октября в Санкт-Петербурге прошла XVII международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» («ИНФОТРАНС-2012»). В рамках второго дня проведения мероприятия эксперты поговорили на тему информационной целостности ИТ-комплекса РЖД, об информационных технологиях на пассажирском транспорте, а также о современных требованиях к ИТ-специалистам, работающим в железнодорожной отрасли. Всего в обсуждении актуальных вопросов приняло участие порядка 500 специалистов. Мероприятие состоялось в отеле «Парк Инн Пулковская».

О первом дне мероприятия читайте в материале «ИНФОТРАНС-2012». День первый» от 26 октября 2012 года.

Секция, посвященная управлению ИТ-услугами на железнодорожном транспорте, прошла под патронатом ИТ-компаний, являющихся непосредственными деловыми партнерами ОАО «РЖД», длительное время работающими с российскими железными дорогами и имеющими четкое представление о текущих проблемах и нуждах отрасли. В роли модератора секции выступил генеральный директор компании Digital Design – основного ИТ-партнера ОАО «РЖД» – Андрей Федоров. По его словам, современное ИТ-оборудование способно обеспечивать своевременную реакцию на любые негативные события, что заметно уменьшает издержки, а также позитивно влияет как на тактические, так и на стратегические аспекты развития отрасли.

Технический директор российского подразделения компании ЕМС Игорь Корнетов, один из участников дискуссии, посвященной ITSM, пояснил, что к требованиям к бизнесу сегодня относятся не только способность оптимизировать затраты, но и способность гибко отвечать на изменяющиеся «бизнес-ландшафты». Соответствовать этому, по его словам, могут «облачные» технологии, а также вся поддерживающая их инфраструктура, которая также должна быть выстроена эффективно, с максимальным учетом всех требований в текущий момент. Как отметил г-н Корнетов, для «облаков» наиболее удачную инфраструктурную поддержку способен оказывать формат «единого виртуального распределенного ЦОДа».

«Виртуализация хранения данных решает множество инфраструктурных проблем, а когда к данным обеспечивается мобильный доступ, расширяются возможности самой системы, в которой происходит инфраструктурная модернизация», – отметил Игорь Корнетов и добавил, что чем более плотно отрасль следует тенденциям в построении ИТ-инфраструктуры, тем больше создается возможностей для использования новых бизнес-приложений и других сервисов, позволяющих создавать конкурентное преимущество и вместе с тем экономить существующие ресурсы.




Заседание на «ИНФОТРАНС-2012», посвященное информационным технологиям на пассажирском транспорте



О том, как лучше всего оптимизировать процессы управления информацией и документами в рамках железнодорожной отрасли, рассказал Дмитрий Чернов. По его словам, сейчас снижение расходов на инфраструктуру достигается путем ее оптимизации, а также достижением ускорения обработки передаваемых данных (например, если речь идет о документах, используемых при грузоперевозках). В целом же особую роль для развития отрасли играют новые методы коммуникации с клиентами, а также развитие программ лояльности. Как пояснил г-н Чернов, современные тренды, касающиеся информационных технологий, едины как для самой отрасли, так и для ее клиентов. Следовательно, создание инфраструктуры для консолидации электронных архивов с пользовательскими данными может повлиять не только на оперативность деятельности сотрудников отрасли, но и лояльность  потребителей ее услуг.




Менеджер по отраслевому маркетингу XEROX  Дмитрий Чернов: «Автоматизация маркетинга
и интегрированные коммуникации с целевыми аудиториями позволяют решить многие проблемы». На схеме
показано, как организовать единый технологический процесс для любых каналов доставки данных пользователям



По словам г-на Чернова, успех отрасли складывается даже из таких, казалось бы, не самых значимых показателей, как организация печати офисных документов.

Какие инновационные технологии будут использоваться в рамках пассажирских перевозок, обсудили на секционной дискуссии под руководством заместителя начальника Московской региональной службы развития пассажирских сообщений Геннадия Семенова.

На обсуждении затрагивались темы внедрения систем визуального и голосового оповещения пассажиров, организации продажи билетов через Интернет, а также внедрения особенного транспортного приложения, способствующего улучшению взаимодействий с клиентом.

По словам Геннадия Семенова, каждый год рост пассажиропотока превышает 10 %, а поезда двигаются с интервалом, не превышающим 6 минут, что вкупе диктует весьма жесткие условия для бесперебойного функционирования системы.




График, показывающий значительный рост количества
железнодорожных билетов, реализуемых посредством Интернета



Г-н Семенов сказал, что созданная информационная система охватывает все графики движения поездов, а также изменения нормативного графика, причем на всех уровнях: от мультимедийного оборудования диспетчеров до платформенных указателей с бегущей строкой и устных информаторов, установленных на маленьких остановочных пунктах.

«Созданная система должна давать четкую и оперативную информацию обо всем, что касается движения поездов, особенно их возможных задержках», – отметил Геннадий Семенов.

Заместитель начальника отделения связи ОАО «НИИАС» Александр Черников сообщил, что до сих пор существует серьезная проблема, связанная с передачей информации на подвижные объекты.

«До сих по используется радиосвязь с весьма ограниченным частотным диапазоном, что предусматривает недостаточно высокую степень надежности», – сказал г-н Черников и добавил, что необходимость кодирования информации делает работу системы еще более проблематичной.




Организация посадки по электронным билетам



По его словам, задача, которая стоит перед отраслью, – это увеличение скорости и масштабируемости передаваемой информации – с учетом необходимости централизации всех передаваемых данных. «Та децентрализованная система оповещения, которая создается в реальном времени и модерируется дежурными по станциям, уже не устраивает», – добавил Александр Черников.

Докладчик также сказал, что централизованность в данном контексте означает передачу информации, основанной на исходных данных, передаваемых от диспетчера. Таким образом, информация будет своевременной, и распространяться она будет целенаправленно, в уместном формате.

«Мы часто замечаем, как за 15 минут до появления «Сапсана» начинаются предупреждения о его движении. За это время «бубнящее» уведомление уже перестает восприниматься, и люди могут банально проигнорировать движение поезда, когда это становится опасно для жизни», – посетовал г-н Черников.




Начальник учебно-испытательного центра дирекции железнодорожных
вокзалов филиала ОАО «РЖД» Илья Тимофеев



Александр Черников добавил, что есть технологии, позволяющие учитывать определенный спектр акустических волн, по которому можно определить приближение поезда вне зависимости от графика его движения – и тем самым пассажиры ближайшей станции будут предупреждены своевременно – и в «реальном» режиме.

Начальник учебно-испытательного центра дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «РЖД» Илья Тимофеев рассказал о введении новой системы безопасности на 25 вокзалах страны. Данная система предусматривает мониторинг и досмотр всего оборудования в реальном времени – с технологией передачи информации через оптические магистрали.




Живая трансляция с Курского вокзала с помощью мониторингового
оборудования, размещенного на 25 вокзалах по стране



Г-н Тимофеев продемонстрировал работу системы, устроив прямую видеотрансляцию с Курского вокзала в Москве. По словам докладчика, в рамках данного проекта налажен постоянный контакт с правоохранительными органами в целях профилактики и предупреждения правонарушений. Одна из особенностей такой системы – это анализ «аномального пассажиропотока» как возможного показателя наличия какой-либо нештатной ситуации на вокзале.

Тематику, связанную с технологиями безопасности, продолжил освещать директор по развитию ООО «Вокзал-Инфоком» Олег Лебедев. По его словам, ОАО «РЖД» в настоящее время занимается модернизацией интегрированной КСБ (комплексной системы безопасности), и на данный момент стоит основная задача – провести подключение и интеграцию все существующих систем безопасности, включая камеры видеонаблюдения с HD-разрешением. По словам г-на Лебедева, все входы на вокзалы, оборудованные металлодетекторами, будут оборудованы такими камерами, и до недавних пор, пока не появилась возможность подключения к широкополосным каналам, развертывание таких сервисов было невозможным.

«К концу года ОАО «РЖД» планирует разместить Wi-Fi на вокзалах примерно в 20 городах, – сказал Олег Лебедев. – Как выяснилось, на Wi-Fi существует очень высокий спрос, особенно летом, когда нагрузка вырастает вдвое. На Московском вокзале за лето 2012 года через Wi-Fi в Интернет вышли порядка 60 тыс. человек».

Генеральный директор ООО «Универсальная финансовая система» Дмитрий Витчинка рассказал о перспективах использования электронных билетов в более массовых масштабах, нежели это происходит сегодня.




Интеграция различных сервисов, объединяющих весь спектр надобностей пассажира железной дороги



«Система, которая в настоящее время способна работать с электронными билетами, в будущем сможет предлагать ряд контента, который замкнет весь цикл надобностей пассажира, связанных с поездкой. Через такую систему можно будет находить номера в гостиницах, заказывать авиабилеты, брать напрокат автомобили, а также разворачивать систему страхования. В будущем все эти сервисы будут интегрироваться», – сказал г-н Витчинка.

«Железнодорожный бизнес меняется. На развитие и модернизацию информационных систем тратятся немалые деньги не только в России, но и по всей Европе, – сказала руководитель группы бизнес-аналитики и управления эффективностью IBM EMEA Надежда Степанова. – Мы видим основную задачу отрасли в повышении прибыльности без дополнительных инвестиций. Иными словами, речь идет о внедрении системы доходности через повышение удовлетворености клиента и многообразие программ лояльности. Каждая железнодорожная компания может выстраивать свою бизнес-логику, например, касаемо продаж билетов по своим каналам, а также формирование своих бизнес-процессов».

Автор: Алексей Голиков.

Тематики: Интернет, Интеграция, Маркетинг, ПО, Web

Ключевые слова: интеграция, системная интеграция, интеграция приложений, информационные технологии, информационные системы, автоматизация, системы автоматизации, автоматизация технологических, автоматизация предприятий, автоматизация бизнес процессов, системный интегратор, внедрение