Рынок VAS в 2012 году: итоги и тенденции

Минувший 2012 год отметился как период замедления темпов развития телекоммуникационного рынка, многие сегменты которого забирают т. н. Value Added Services (или «дополнительные виды обслуживания»). Причем данный процесс происходит не «медленно, но верно», а стремительными темпами – рост VAS в первом квартале 2012 года составил порядка 30 % в сравнении с аналогичным показателем годичной давности. Говорить о показателях за 2012 год целиком пока что рано, однако наше издание попыталось рассказать о тенденциях VAS, сформировавшихся за прошедший год, а также сделать несколько прогнозов.

Большинство специалистов в области VAS сходятся в одном мнении: стремительный рост мобильных гаджетов, смартфонов и планшетов имеет весьма серьезное воздействие как на отрасль телекома, так и на отрасль ИТ. 

По мнению сооснователя и управляющего директора компании I-Free Innovations Кирилла Петрова, всеобщая «мобилизация», проявляющаяся в первую очередь в показателях роста числа отгружаемых смартфонов, не может не повлиять на VAS как явление сегмента высоких пользовательских технологий. По сути, мобильные приложения уже заняли по значимости ту нишу, которую в свое время занимало программное обеспечение для домашних компьютеров, использующееся в локальной среде.

По мнению г-на Петрова, в настоящее время приложения для мобильных устройств стали не просто заметным трендом индустрии, теперь они играют важную, во многом ключевую роль и в значительной степени влияют на развитие всей отрасли мобильных технологий.




Сооснователь и управляющий директор компании I-Free Innovations Кирилл Петров



Генеральный директор компании Synqera Кирилл Горыня считает, что кроме стремительного роста смартфонов в развитии VAS не менее важную роль играет стремительный рост объема и значимости социальных медиа, причем не менее важен тренд перерастания социальных сетей в мобильную среду. Также большую роль здесь сыграл бум на рынке мобильных приложений для смартфонов с AppStores (iPhone, Android), совместимых с социальными медиа, а также появление нового поколения «гибридных» мобильных устройств (например, нетбуков и планшетов). Еще одним важным фактором г-н Горыня называет постепенное налаживание инфраструктуры к сетевым сервисам: причем здесь имеются в виду не только фирменные сторы, соответствующие всем новейшим требованиям веб-рынка, но и появление большого количества альтернативных форм продажи легального контента. Большое значение также имеет мощное развитие электронных платежных систем, упрощение клиентского доступа к таким системам вместе с повышением их безопасности, а также цифровизация государственных услуг. С другой стороны, процветанию этих же трендов способствуют такие технологии для смартфонов, как 3D-чипы, multi-touch, NFC-чипы, GPS-чипы, качественные камеры и большие экраны.




Генеральный директор компании Synqera Кирилл Горыня



По сведениям, предоставленным компанией AC&M Consulting, в среднем рынок VAS в первом квартале 2012 года вырос примерно на 30 % по сравнению с первым кварталом 2011 года. Причем самый быстрый рост показали сервисы и приложения, позволяющие пользователю получить доступ к искомому контенту (42,5 %), а наименьший рост показали сервисы по обмену сообщениями (4,2 %), что также является приемлемой величиной в связи с тем, что messaging в качестве VAS появился гораздо раньше других сервисов (например, в виде SMS и позже – MMS).




Сводная информация от AC&M Consulting – размер дохода
от различных VAS за первый квартал 2012 года



По мнению Майкла Вакуленко из Vision Mobile, уже сейчас основная прибыль на мобильном рынке исходит из приложений и прочих VAS, в то время как само «железо» является лишь средством доступа к сервисам и уже не «тянет» за собой рынок мобильных технологий, как было раньше.

Председатель совета директоров компании GetJar Илья Лаурс считает, что мобильный рынок будет все больше сосредотачиваться вокруг бесплатных приложений, которые при грамотной монетизации имеют возможность приносить действительно большие деньги, тем более их конкурентская выгода по сравнению с платными приложениями (например, в плане раскрутки) очевидна. По мнению Ильи Лаурса, платная бизнес-модель для мобильных приложений изживет себя уже в течение ближайших 4 – 5 лет.

Руководитель отдела рекламы и PR компании Nevosoft Юлия Лебедева поделилась суждением относительно российского сегмента рынка мобильных приложений. По ее мнению, российские приложения пользуются не меньшим успехом на мировом рынке, сопоставимы с продуктами разработчиков с Запада. Впрочем, стремительное развитие рынка оставляет немало вопросов относительно грамотной раскрутки приложения, чтобы оно не оказалось «задушено» сотнями тысяч других приложений в сторе.

Как указывают многие специалисты, в настоящее время основным фактором, способным сделать приложение популярным, является лишь фактор везения. Остальные факторы (правильное позиционирование приложения, его проработанность, современность и «виральность») являются также очень важными, однако даже стопроцентное соблюдение «всех условий и правил» никогда не гарантирует, что разработчики веб-приложения не «уйдут в минус».




В ноябре 2012 года в Санкт-Петербурге прошло крупнейшее мероприятие, посвященное VAS
и мобильным приложениям, – форум Mobile VAS & Apps Conference



Прошедший в ноябре 2012 года в Санкт-Петербурге форум Mobile VAS & Apps Conference продемонстрировал не только тенденции развития сегмента VAS, но и актуализировал надежды и опасения специалистов, работающих на рынке мобильных сервисов. Конференция, прошедшая уже в девятый раз, изменила не только концепцию, став больше ориентироваться не на девелоперскую, а на дистрибьюторскую аудиторию, но и название – до 2012 года она была известна как VAS-forum.

На вопросы, касающиеся мобильных приложений в рамках форума Mobile VAS & Apps Conference, нам ответил генеральный директор компании-соорганизатора конференции ADMIN Ltd Михаил Новиков.




Генеральный директор компании ADMIN Ltd Михаил Новиков



 Почему в названии VAS-форума появилось слово Apps? Как вы в целом оцениваете тренд развития мобильных приложений?

 - Новое название конференции – Mobile VAS & Apps Conference – прежде всего, подчеркивает расширение тематики: мобильные приложения стали во главе всех дополнительных видов обслуживания и уже доминируют на мобильном рынке по всему миру. Не учитывать этот факт просто невозможно, поэтому мы решили изменить название форума, чтобы сразу было понятно, каким аудиториям – компаниям и специалистам он сегодня адресован.

 Связано ли изменение концепции конференции с переменами на рынке мобильных приложений?

 - Не могу сказать, что мы радикально изменили концепцию конференции. По крайней мере, в главном она осталась прежней: это площадка, где активные игроки обсуждают самые «горячие» вопросы развития отрасли VAS. В этом году у нас изменился состав делегатов – стало больше разработчиков, паблишеров и продюсеров мобильных приложений, была специальная сессия, посвященная стартапам. Это отражение того, что сейчас происходит на рынке мобильных технологий, того, чем живет отрасль.

 На кого больше была рассчитана конференция: на девелоперов или дистрибуторов мобильных приложений?

 - Конференция ориентирована на всех участников VAS-рынка в равной мере – как на разработчиков приложений и паблишеров, так и на агрегаторов и провайдеров услуг, сотовых операторов и вендоров, а также на тех, кто занимается технологиями и созданием инфраструктуры. VAS-рынок с каждым годом становится все более сложным по своей структуре: в отрасли появляются компании, специализирующиеся на таких видах деятельности, которых три-четыре года назад не было, и этот факт нельзя игнорировать. На наш взгляд, форум должен быть полезен всем, кто связан с дополнительными услугами сотовой связи.

 Как в целом оцениваете прошедшую Mobile VAS & Apps Conference 2012?

 - Мы очень довольны результатами конференции и считаем, что она прошла с большим успехом. Собралось более 450 участников со всего мира, были интересные доклады, обсуждения, круглые столы. Сейчас мы собираем фитбек от делегатов, и у нас уже очень много позитивных отзывов. Особенно же нас радует то, что многие участники пишут, что завязали на мероприятии новые бизнес-контакты.

 Возникли ли у вас какие-либо мысли о концепции конференции в следующем году? Будет ли в ней сделан такой же акцент на мобильных приложениях?

 - Каждый год мы стараемся, чтобы основные темы конференции отражали самые интересные и важные тенденции текущей стадии развития VAS-рынка, подводили итог за прошедший год и указывали наиболее перспективные направления развития индустрии в будущем. Какие темы будут ключевыми в следующем году, говорить пока рано. Посмотрим, как будет развиваться рынок, какие тренды проявятся в ближайшие месяцы – будем учитывать их при формировании программы будущего года. И конечно, постараемся сделать так, чтобы VAS Conference по-прежнему осталась одним из самых авторитетных и знаковых форумов VAS-индустрии.

Автор: Алексей Голиков.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, ПО, Финансы, Web

Ключевые слова: программное обеспечение управления, программы для мобильных телефонов, Mobile VAS Conference