Билеты «Мариинки» ушли в свободный онлайн

Мариинский театр стал продавать билеты через систему онлайновой торговли местной Дирекции театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс. Это решение было принято в связи с закрытием театра на реконструкцию и необходимостью оперативно информировать зрителей о датах и месте проведения спектаклей, которые будут идти на разных площадках города. Как отмечают наблюдатели рынка, фактически это означает прекращение своего рода «холодной» войны между этими заведениями – ныне используемую в дирекции систему некогда создавала для театра та же команда разработчиков.

Дирекция театрально-зрелищных касс (ДТЗК) формально подчиняется правительству Петербурга. Приказ о переводе театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс на компьютерную систему торговли был подписан Комитетом по культуре Администрации Санкт-Петербурга в июне 2001 года. С января 2002 года в Петербурге работает система компьютерной продажи театральных билетов, которая объединила театры, концертные площадки и театральные кассы города. В 2002 году начал работу колл-центр ДТЗК. С этого времени по телефону 380-80-50 можно забронировать или заказать билеты с доставкой. В 2003 году создан корпоративный сайт ДТЗК – Dtzk.ru. На сегодняшний день это самый полный информационный ресурс по театрально-концертному Петербургу. В 2004 году была запущена торговая площадка по продаже билетов через Интернет – Bileter.ru.

Ранее на мероприятия Мариинского театра билеты можно было купить в любой городской театральной кассе либо же заказать в городской службе заказа и доставки билетов, а также на сайте театра. Сейчас они стали продаваться через внешнюю систему – площадку ДТЗК. Основная мотивация обращения театра за услугами к дирекции – расширение географии распространения билетов. Как рассказали в ИТ-отделе театра, многие посетители давно обращались к администрации с этой просьбой. Кроме того, в скором времени театр закрывается на реконструкцию, и спектакли будут проходить на разных сценических площадках (в новом концертном зале Мариинского театра, Театре музыкальной комедии, ДК им. Ленсовета и других), поэтому остро встал вопрос о более удобном распространении билетов.

До настоящего момента театр пользовался своей системой продажи билетов, которая начала разрабатываться с 1997 года. В 2002 году к ней был установлен модуль для продажи билетов в онлайне (Tickets.mariinsky.ru, на него есть ссылка на сайте театра). Кроме того, ранее у «Мариинки» были открыты две собственные кассы – в Гостином дворе и Центральном агентстве воздушных сообщений. С городскими кассами отношения складывались таким образом, что часть билетов им передавалась в бумажном эквиваленте.

Как рассказал заместитель начальника ИТ-отдела Мариинского театра Евгений Барбашин, механизм работы собственной системы театра следующий: подключено серверное оборудование, которое осуществляет автоматический экспорт билетов в систему. С ДТЗК связь осуществляется посредством выделенной линии передачи данных, с помощью которой обслуживается предоставленная дирекцией специализированная программа-клиент (правда, база ведется сотрудником театра вручную). «Продажа билетов через онлайновую систему ДТЗК уже началась, и что касается соединения с их системой и установки дополнительного оборудования – мы работаем в этом направлении», - добавил начальник ИТ-отдела Мариинского театра Андрей Шарин.

Особенность данного сотрудничества – ранее театр воздерживался от продажи билетов через ДТЗК. Основная причина для этого – системы продажи билетов театра и дирекции в основе своей создавались одной и той же командой разработчиков. Специалисты, которые занимались созданием системы продажи билетов для Мариинского театра в 1997 году, не нашли взаимопонимания с руководством театра и в дальнейшем прекратили работу над проектом. Ими была создана компания «Софт Механика», специализацией которой стало производство ПО для систем единой продажи билетов. ПО, действующее в настоящий момент у дирекции театрально-зрелищных касс, является авторским продуктом «Софт Механики». При этом на момент ухода разработчиков собственные оценки театра своих затрат на создание системы составляли более $100 тыс.

Главный разработчик системы, которая создавалась для театра и была применена в ДТЗК, а также бывший сотрудник компании «Софт Механика» Иван Верба так комментирует произошедшее: «Суть конфликта с театральным руководством была банальна – производственное недоверие сотрудничающих сторон друг к другу. Такая атмосфера не способствовала работе, поэтому нашей командой было принято решение об уходе из проекта. Что касается моральной стороны вопроса внедрения сходной системы в ДТЗК: конечно, тот продукт, создание которого оплачивается работодателем, принадлежит ему. Но любому работнику сложно в дальнейшем создавать что-либо для другой компании без оглядки на профессиональный опыт. А опыт, как известно, не патентуется».

До 2004 года у Дирекции театрально-концертных касс был свой информационный сайт (Dtzk.ru). Он действует до сих пор, поскольку есть определенная доля аудитории, которая привыкла им пользоваться. В ближайшем будущем планируется создание на его базе версии корпоративного сайта ДТЗК. В ноябре 2004 года дирекцией был запущен информационный портал «Билетер.ру», работа над которым велась около полугода. Движок для сайта разрабатывался ИТ-специалистами дирекции. Помимо общей информации на нем реализована возможность заказа билетов в онлайне за наличный расчет или с оплатой по кредитным картам (прием платежей производится через компанию Assist).

Сейчас Bileter.ru позиционируется как наиболее насыщенный информационный портал, посвященный театрально-концертной жизни Петербурга, так как через ДТЗК распространяется до 70 % всех билетов, продаваемых в городе (при этом дирекция работает практически со всеми зрелищными учреждениями). Ежедневно портал посещает до 1,5 тыс. человек. На сайте проводятся розыгрыши бесплатных билетов для постоянных пользователей, а также существует еженедельная авторская рассылка для подписчиков об интересных событиях предстоящей недели.

«Как вы наверняка знаете, скоро здание Мариинского театра закрывается на ремонт, и мероприятия будут проходить на сценах разных зрелищных учреждений. В связи с этим театру необходима мощная информационная поддержка для того, чтобы петербуржцы и гости города знали, где можно увидеть спектакли любимого театра, - комментирует сотрудничество с театром менеджер информационного отдела ДТЗК Ксения Алексеева. - О количественных показателях говорить пока еще рано, поскольку сотрудничество началось совсем недавно. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что зрители активно начали пользоваться нашим порталом как в информационных целях – ознакомление с репертуаром Мариинского театра, так и для непосредственной покупки билетов».

Рубрики: Интеграция, ПО, Финансы, Web