Неспешный рост "Ростелекома"

В 2005 г. объем междугородного трафика ОАО "Ростелеком" вырос всего на 2,8%. Очевидно, что темпы роста снизились. Тем не менее, оператор все же продолжает демонстрировать умеренный рост. По мнению аналитиков, эта тенденция сохранится до тех пор, пока на массовом рынке "дальней" связи не сложится реальная конкуренция, то есть пока не будет упрощена схема перехода к другому оператору. В то же время, снижение доли "Ростелекома" на рынке дальней связи может привести к снижению прежде всего междугородних тарифов.
3 июля 2006 г. "Ростелеком" опубликовал итоги деятельности в 2005 г. по международным стандартам финансовой отчетности. Так, консолидированные доходы за 2005 г. увеличились по сравнению с 2004 г. на 9,7%, до 40 955 млн руб. (в 2004 г. доходы выросли на 19,4%). Объем междугородного трафика за отчетный год вырос на 2,8% (в 2004 г. этот показатель увеличился на 10,6%). Рост исходящего международного трафика составил 14,8% (в 2004 г. - на 16,4%), входящего международного трафика - 17,6% (в 2004 г. - на 26,8%). Показатель OIBDA за 2005 г. составил 13 862 млн руб., что на 9% выше соответствующего показателя за 2004 г. Рентабельность по OIBDA составила 33,8%. Чистая прибыль за 2005 г. составила 978 млн руб. по сравнению с 4266 млн руб. за 2004 г. (в 2003 г. чистая прибыль была 398 млн руб.). Без учета убытка от обесценения внеоборотных активов чистая прибыль составила 4 755,2 млн руб., что на 11,5% выше аналогичного показателя прошлого года.

Аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина замечает: "Удивительно, что по итогам 2005 года, когда компания формально была монополистом на рынке "дальней" связи, и в то время, как в России наблюдается экономический рост и очевидно растет благосостояние граждан, темпы роста "дальнего" трафика у компании замедляются. Это свидетельствует лишь о том, что даже при полном отсутствии легальной конкуренции "Ростелеком" на рынке не чувствует себя уверенно".

По мнению аналитика "Атон" Надежды Голубевой, итоги "Ростелекома" не впечатляющие, однако ожидаемые. "До последнего момента бизнес оператора рос за счет аренды каналов, однако очевидно, что модель оператора для операторов тупиковая. Ведь рынок аренды каналов вечно расти не может. К счастью, "Ростелеком" это понимает и сейчас стремится сформировать собственную долю рынка конечных пользователей, причем прежде всего корпоративных", - сказала Надежда Голубева.

Этой же точки зрения придерживается и директор аналитического департамента Dresdner Kleinwort Wasserstein Юлий Матевосов. По его мнению, по итогам 2006 г. "Ростелеком" потеряет в объемах трафика, причем прежде всего междугородного. По мнению аналитика, это может привести к тарифному давлению на конкурентов. И в результате к снижению тарифов на рынке "дальней" связи.

Аналитик J'Son & Partners Борис Овчинников замечает, что трафик у "Ростелекома" уже давно рос очень слабо, и виной тому не только IP-телефония и альтернативные операторы. По данным J'Son & Partners, суммарный междугородный трафик сотовых операторов уже сегодня составляет около 40% от предаваемого "Ростелекомом" объема. "В 1 квартале 2006 г. темп роста объема передаваемого трафика резко ускорился, однако это прежде всего связано с изменениями системы регулирования. Вообще же, до тех пор пока на массовом рынке "дальней" связи не сложится реальная конкуренция, что станет возможно лишь с упрощением схемы подключения к услугам другого оператора дальней связи, вряд ли стоит ожидать серьезного перераспределения "дальнего" трафика", - считает Борис Овчинников.

Директор по связям с общественностью и инвесторами ОАО "Ростелеком" Антон Клименко замечает, что вряд ли стоит ждать резкого снижения тарифов на междугородные и международные переговоры. Никто из игроков рынка "дальней" связи не заинтересован в снижении рентабельности, к тому же сегодня большая часть межоператорских тарифов, влияющих на себестоимость минуты, регулируется государством. Более того, по данным Антона Клименко, по результатам 1 кв. 2006 г. наблюдался рост междугородного трафика на 4,8%. "По итогам 2006 г. мы ожидаем рост объемов передаваемого междугородного трафика в пределах 5%. Сейчас перед нами стоит задача с минимальными издержками приспособиться к новым рыночным условиям. И мы стремимся быть максимально заметными на абонентском рынке: проводим активную рекламную кампанию и открываем собственные сервисные центры", - сказал Антон Клименко.

Для усиления своих позиций на рынке конечного потребителя "Ростелеком" в июне 2006 г. приобрел за $13,5 млн у зарегистрированной на Кипре компании Starford Investment компанию "Зебра Телеком", которая специализируется на IP-телефонии и предоставлении коммутируемого доступа в Интернет.

Рубрики: Фиксированная связь, Финансы