Wi-Fi становится коммерческим

До конца лета в Петербурге не останется ни одной бесплатной зоны беспроводного доступа в Интернет по технологии Wi-Fi. Существующие операторы-владельцы таких сетей объявили планы по коммерциализации этих услуг.

Напомним, что первые Wi-Fi-зоны (хот-споты) появились в Петербурге весной 2003 года. Тогда их развитием занимались три оператора - интернет-провайдер "КомСет", операторы "Квантум" и "ПетерСтар". После того, как последний приобрел "КомСет", количество игроков сократилось до двоих.

Сейчас эти операторы владеют в общей сложности более 30 точками доступа. Однако если услугами первых хот-спотов клиент мог воспользоваться бесплатно, то сейчас таких возможностей будет оставаться все меньше. В частности, "Квантум" собирается уже в этом месяце закрыть бесплатный доступ к своим  хот-спотам. Сейчас у компании 18 точек, платные находятся, например, в гостиницах "Морской вокзал", "Санкт-Петербург" (стоимость услуг - $5 в час). Бесплатный доступ сейчас можно получить в нескольких местах, включая демозоны в компьютерных магазинах. Для того, чтобы воспользоваться коммерческими Wi-Fi -услугами этого оператора, пользователь должен будет приобрести предоплаченные карты, которые должны будут появиться уже на этой неделе (по ним также можно будет получить услуги коммутируемого доступа в Интернет). Кроме того, услугами беспроводного доступа на хот-спотах "Квантума" смогут воспользоваться абоненты Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон". Для этого они должны отправить SMS и получить необходимые логин и пароль. Деньги за пользование будут сняты с абонента в пользу сотового оператора. Сейчас пока соответствующим образом проинтегрированы только два хот-спота "Квантума", которые находятся в центре "Акватория".

У "ПетерСтара" сейчас 15 хот-спотов, из них большинство платные. Они, в частности, расположены в аэропорту "Пулково", кафе "Пит-Стоп", отелях "Европа", "Невский Палас", "Эмеральд". Средняя стоимость доступа здесь составляет $5-6 в час. Как сообщили в "ПетерСтаре", сейчас все вновь подключающиеся хот-споты будут работать на платной основе.

"В принципе, здесь нет ничего удивительного, устоявшаяся на Западе модель этого бизнеса предполагает платность услуг. То, что какое-то время их можно было получить бесплатно, объясняется тем, что операторы хотели предоставить возможность потенциальным клиентам ознакомиться с Wi-Fi. Кроме того, владельцы этих сетей должны были отработать вопросы биллинга и роуминга. Сейчас все эти вопросы, вероятно, с точки зрения петербургских операторов решены. Однако вопрос активного спроса на такие услуги остается открытым", - прокомментировал партнер AC&M Consulting Александр Шатиков.

Изменения происходят и в отношениях операторов Wi-Fi с владельцами потенциальных мест установки хот-спотов (гостиницы, кафе, рестораны) - они тоже становятся коммерческими. В частности, "Квантум" на прошлой неделе объявил программу взаимодействия с ними. Оператор здесь предлагает две схемы - аренду оборудования с возможным последующим выкупом или полный выкуп с самого начала (ранее некоторые зоны "Квантум" устанавливал бесплатно). В "ПетерСтаре" подробности взаимоотношений с клиентами не рассказывают, но по данным spbIT.ru, компания работает на условиях выкупа оборудования. Однако не все такие заведения готовы рассмотреть возможность даже аренды хот-спота. "Наш основной бизнес связан с казино, поэтому, чем больше отвлекающих моментов, тем меньше наш посетитель проведет время в игре", - прокомментировали в техническом отделе группы "Конти".

Похоже, что Петербург станет первым городом России, в котором столь масштабно произойдет перевод Wi-Fi на коммерческие рельсы (если не считать нелегальные сети Wi-Fi). В частности, по данным J'son & Partners, в Москве насчитывается 8 компаний, которые предоставляют коммерческий доступ (лидеры среди них - "Таском" и "Моском"). Тем не менее, в первопрестольной остаются крупные игроки, которые так и не перешли на платную основу. В частности, "ВымпелКом" ("Би Лайн GSM"), планировал сделать это еще в прошлом году, но так до сих пор и не решился на этот шаг.

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Торговые сети, Оборудование