«Компьютерный мир» встретился с тезкой. Запустившись в Вологде

Петербургская сеть компьютерных магазинов «Компьютерный Мир» расширяет свое присутствие за пределами города в регионе: в ближайшее время будет запущен ее магазин в Вологде. Перед этим компании пришлось решить вопрос с торговой маркой одноименного местного игрока – ООО «Компьютерный МИР».

Компания «Компьютерный мир» была основана в 1991 году. Сейчас в сети компании 20 магазинов: 16 расположены в Петербурге, по одному во Пскове (этот город стал первым региональным проектом компании), в Архангельске, в Череповце. Напомним также, что в мае «Компьютерный Мир» пришел в Колпино (см. выпуск новостей от 23 мая 2006 г.).

В Вологде магазин «Компьютерный Мир» откроется в текущем месяце. Новая торговая точка разместится на втором этаже недавно построенного небольшого торгового центра «Звезда», который находится практически в центре города. Сейчас «Звезда» позиционирует себя как супермаркет бытовой техники. Здесь «Компьютерный мир» займет площадь в 600 кв. м. По словам представителей петербургской сети, вопрос ценовой политики пока еще не решен, но предположительно цены на продукцию будут отличаться от петербургских. Серьезных конкурентов администрация «Компьютерного Мира» для себя в Вологде не видит: петербургских игроков там пока нет, а местных представителей компьютерного бизнеса в расчет не берут.

Однако, как отмечают местные наблюдатели, с одной вологодской компанией петербургской сети уже пришлось познакомиться поближе: с 2000 года в Вологде работает местная фирма – ООО «Компьютерный МИР». Изначально компания занималась только продажей компьютерных комплектующих и оргтехники. Потом в прайс-листе появились компьютеры и все соответствующее периферийное оборудование. По итогам опроса жителей Вологды этот магазин входит в тройку лидеров местных компаний данного сегмента. Наименование «Компьютерный МИР» компания использовала до некоторых пор как юридическое наименование и как незарегистрированную торговую марку. До недавнего времени вологодский «Компьютерный МИР» имел в сети розничных продаж три магазина под разными названиями: «КМ», X-File и «Позитроника». После того, как одноименная петербургская компания решила прийти в Вологду, местному игроку компьютерного бизнеса пришлось изменить свою торговую марку. Дело в том, что как торговая марка наименование закреплено за петербургской компанией. «После разговора с нашими представителями они изменили свою торговую марку, оставив «Компьютерный Мир» как юридическое имя», - прокомментировал ситуацию коммерческий директор компании «Компьютерный Мир» Владимир Солодов. Пока вологодские продавцы компьютерной техники решают, как именно назовут свои магазины: либо все три станут именоваться X-File, либо - «Позитроника».

На компьютерном рынке в Вологде работает более 60 фирм, но среди крупных компаний называются все же немногие. К примеру, «Амперсант» и «СВТ-Система». Обе компании считаются старейшими в Вологодской области: свою работу они начали в 1991 году, сферы деятельности разнятся не сильно. «Амперсант» специализируется на поставке и обслуживании компьютеров и оргтехники, также в арсенале продаж практически все сопутствующие товары. Кроме того, компания занимается продажей и обслуживанием кассовых аппаратов и РОS-терминалов, проектированием, монтажом и обслуживанием локальных вычислительных сетей, поставкой мини-АТС. «СВТ-Система» - это поставка и обслуживание сетевого оборудования, компьютеров и периферии, поставка технических средств связи. В числе проектов компании – административные здания Вологодских электрических сетей и АО «Лукойл-Вологданефтепродукт».

По мнению сотрудников обеих фирм, петербургскому «Компьютерному Миру» на первом этапе будет трудно привлечь к себе внимание местных потенциальных клиентов. «Своя база у «Компьютерного Мира» еще не наработана, а своих клиентов мы отдавать не собираемся», - говорит старший менеджер по работе с розничными клиентами компании «СВТ-Система» Максим Ясинецкий. «В Вологде и так уже переизбыток различных компьютерных магазинов, предлагающих свои услуги как для корпоративного рынка, так и для розницы. По крайней мере, поначалу петербургская компания вряд ли сможет занять большую долю», - дополняет менеджер по корпоративным продажам фирмы «Амперсант» Алена Беляева.

Напомним, что сейчас петербургские компьютерные сети активно осваивают рынки за пределами Петербурга, первым проектом стал псковский магазин «Компьютерного мира» в 2003 году, и по этому пути затем последовал еще один крупный игрок – «Компьютер-центр «Кей», который выбрал для старта региональной программы Великий Новгород (см. выпуск новостей от 14 декабря 2004 г.). Сейчас эти компании довольны результатами своих первых экспериментов – в этих городах им удалось отвоевать до 50 % местных розничных рынков. По оценкам экспертов, этому способствовало несколько факторов: в частности, компании ставили на уже испытанный в Петербурге формат компьютерных супермаркетов, в то время как местная розница была представлена так называемыми «подвалами» и небольшими магазинами с достаточно скудным выбором – работа здесь велась «на заказ». Кроме того, немаловажную роль сыграли уже налаженные связи петербургских игроков с большим количеством вендоров, их маркетинговая поддержка и возможность предоставлять товары со скидкой – за счет больших объемов закупок. В итоге, инвестиции компаний в эти города вернулись за год (напомним, что открытие одного магазина с товарным запасом обходится в сумму $500-800 тыс).

На руку новым игрокам сыграл и рост регионального рынка. В частности, по оценкам представительства корпорации Intel в Северо-Западном регионе, Северо-Западный регион сейчас в целом показывает хорошие тенденции к росту компьютерного бизнеса. Так, на Петербург у Intel традиционно приходится до 70-80 % оборота, и только 20-30 % - на регион. Однако по прогнозам к концу этого года соотношение составит 60 % и 40 %, а то и вовсе по 50 %.  Еще одно отличие регионального рынка – на нем отсутствуют не только крупные розничные сети (например, в Новгородской области такой формат представляла только одна компания «Сплав 21» с тремя точками), но и профессиональные сборщики ПК. Поэтому, во многих городах основные продажи держат столичные бренды, в частности, Kraftway, Depo, Formoza и т.д., которые в Петербурге представлены крайне незначительно.

В дальнейшем региональный почин был продолжен. Так, «Компьютерный мир» открыл магазины в Череповце и Архангельске, а «Компьютер-центр «Кей» в конце прошлого года анонсировал запуск в Петрозаводске. Однако амбиции петербургских игроков не ограничиваются Северо-Западом и приобретают новую окраску: тот же «Кей» стартовал в Воронеже (Центральный федеральный округ), а еще один крупный петербургский игрок - «Цифры» - с начала этого года работает в Москве, которая ранее считалась закрытым городом для прихода регионалов – это крайне насыщенный рынок. Тем не менее, по словам представителей компании «Цифры», новый магазин, который, кстати, расположился на рынке «Горбушкин двор», уже вышел на ожидаемые показатели, и в ближайших планах – открытие еще двух магазинов в столице.

Автор: Татьяна Золотова.

Тематики: Рынок ПК, Маркетинг, Торговые сети

Ключевые слова: