«Комстар» освоит Петербург обходными путями

Крупнейший столичный оператор «Комстар – Объединенные ТелеСистемы» (КОТ) все-таки получил прямой доступ к корпоративному рынку связи Петербурга: после ряда неудачных попыток взять под свой контроль политику компании «Метроком», в которой ему принадлежит 45 %, он приобрел игрока «Астелит». Последний также работает на рынках Нижнего Новгорода (Поволжье) и Липецка (Центральный регион). Между тем на петербургском рынке все активнее муссируются слухи и о скором появлении здесь еще одной марки «Системы Телеком», которой принадлежит «Комстар», - «Стрим», ориентированной на массового абонента.

«Комстар Объединенные ТелеСистемы» - крупнейший мультисервисный оператор связи столицы. Компания была создана в начале 2004 года на базе трех операторов – «Комстар», «МТУ-Информ» и «Телмос». Их объединяет общий акционер – «Система Телеком», которому также принадлежат активы в таких столичных телекоммуникационных компаниях, как «Голден Лайн», «МТУ-Интел» (в первую очередь известна своим масштабным ADSL-проектом «Стрим»), «Центр Телко». До объединения у компаний «Комстар», «МТУ-Информ» и «Телмос» был, в принципе, схожий бизнес: они активно работали на корпоративном рынке телефонии, дополнительно продвигая в этом же сегменте услуги доступа в Интернет, передачи данных. Сейчас объединенная компания обслуживает около 28 тыс. корпоративных клиентов, располагает крупнейшим ресурсом монтированной номерной емкости и емкости внешних международных Интернет-каналов (более 1 Гбит/с). Одно из дочерний предприятий оператора – ОАО «Московская городская телефонная сеть».

Слухи о приходе «Комстар» в Петербург муссировались давно – еще до слияния ее со своими сестринскими компаниями. Ближайшим претендентом на покупку или слияние называли «ПетерСтар»: у компаний в свое время был единый акционер – американская Metromedia, которая в дальнейшем распродала свои активы различным владельцам. Тем не менее, приход «Комстара» в Северную столицу был вопросом времени: так, весной прошлого года КОТ объявила о старте своей региональной программы. Как отмечал на выставке «Связь-экспокомм-2005» гендиректор компании Семен Рабовский, в ближайшие пять лет она намерена потратить $55 млн на освоение новых рынков за пределами Москвы, притом Петербург был назван ключевым регионом (сейчас «Комстар» имеет представительства и зависимые компании в Нижневартовске, Сочи, Тольятти, Саратове).

Старт своего бизнеса в Петербурге «Комстар» связывал с покупкой 45 % акций местного оператора «Метроком», замыкавшего местную тройку лидеров – после «ПетерСтара» и «Голден Телеком» (см. выпуск новостей от 16 сентября 2005 г.). "Петербургский рынок фиксированной связи является вторым по значимости в стране, и мы не можем не присутствовать на нем, поскольку основной стратегией "Комстара" на следующие несколько лет является региональная экспансия. Мы твердо верим в значительный рост рынка современных услуг связи, который ожидается в регионах, и думаем, что начало этому бурному росту будет положено в Петербурге. Мы неоднократно пытались войти на этот рынок и очень рады, что наконец-то нам это удалось", - так комментировало сделку руководство «Системы Телеком» (см. выпуск дайджеста от 20 сентября 2005 г.).

Напомним, что бывшие совладельцы «Метрокома» – дочерняя компания группы «Менатеп» Antel Holdings – давно притормозила развитие своего телеком-бизнеса из-за финансовых проблем (Antel в свое время стал владельцем конгломерата операторов, входящих в ассоциацию «МирТелеКом», включая «Метроком», владельца магистральной сети Петербург-Москва «Раском», сейчас принадлежащего «Голден Телеком», столичного «Макомнет» и т.д.). Однако из-за противостояний с другим акционером «Метрокома» - петербургской администрацией – столичный оператор не смог приступить к активному продвижению на местном рынке. Затративший на этот $23,5 млн "Комстар" встретился с серьезными разногласиями по поводу развития “Метрокома”. Из-за этого, в частности, в течение длительного времени КОТ не мог утвердить бизнес-план в Петербурге. В частных разговорах представители компании и учредителя – АФК «Система» - выражали недовольство своим партнером (см., например, выпуск новостей от 31 мая 2006 г.). А недавно появились слухи о возможной продаже этого пакета (см. выпуск дайджеста от 7 июля 2006 г.). Тем не менее «Комтсар» развивал в городе свои проекты, в частности сеть хот-спотов Wi-Fi, spbIT.ru первым обнародовал эту информацию (см. выпуск новостей от 24 мая 2006 г.). Недавно стало известно, что планы оператора включают создание до 50 хот-спотов в Петербурге.

В этом свете приобретение «Астелита» (компания получила контроль над 100 % уставного капитала компании этого ООО) - ожидаемый шаг. Данный оператор работает в нескольких регионах, однако руководство «Комстар» не скрывает, что одной из основных побудительных причин стало присутствие именно в Северной столице. «Нам интересен этот актив прежде всего возможностью получения платежеспособной стабильной клиентской базы в Москве и Петербурге, — говорит Семен Рабовский. — «Астелит» характеризуется высокими показателями ликвидности и финансовой устойчивости для оператора связи среднего масштаба, наличием широкой лицензионной базы и точек присутствия в регионах. Дальнейшее его развитие в составе «Комстар-ОТС» связано с реализацией проектов уровня NGN и расширением пакетов услуг его существующих корпоративных клиентов». Стоимость приобретения не раскрывается, но по оценкам аналитиков она, исходя из официально объявленной суммы выручки, могла составить в районе $8 млн.

ООО «Астелит» было создано в 1992 году при участии оператора Telecom Italia и уже не существующего московского НПО «Астра» (в дальнейшем владельцем пакета с российской стороны стало Министерство госимущества РФ, а затем неназываемая отечественная компания) и специализируется на оказании услуг для корпоративных клиентов. В 2005 году выручка этого оператора по стандартам US GAAP составила $4,4 млн (напомним, что оборот «Комстара» за этот период – $907,6 млн), показатель EBITDA – $1,4 млн. Имеющийся пакет лицензий позволяет компании предоставлять услуги связи на территории 51 региона России, правда, пока он реализован только в трех из них.

В Петербурге «Астелит» появился в 1994 году в качестве филиала московской компании и сейчас предоставляет услуги телефонной связи, доступа в Интернет, аренды каналов и передачи данных (в столице компания также эмитирует в ограниченном количестве карты интернет-доступа). Оператор имеет собственную волоконно-оптическую инфраструктуру связи, охватывающую центральные районы города. Телефонная сеть в Северной столице построена на базе АТС Ericsson MD-110. Также петербургский филиал имеет каналы до основной сети в Москве, которая присоединена к инфраструктуре Telecom Italia. Специфика его работы – существенная часть клиентов – иностранные компании, посольства и представительства. По оценкам петербургских игроков рынка, «Астелит» никогда не был активным игроком, фокусируясь на обслуживании своих существующих «специфичных» клиентов, количество которых было достаточно стабильно – более 100 (хотя компания активно работала и с рядом бизнес-центров города). «Однако имеющаяся лицензионная база позволит новому инвестору активно развивать инфраструктуру оператора и активно продвигать его услуги на более широком рынке. Думаю, что ближайшими шагами в Петербурге станет как раз техническая модернизация и расширение сети «Астелита», включая организацию «последней мили», - отмечает коммерческий директор компании «Объединенные Сети» Дмитрий Петров.

Вторым ожидаемым шагом на петерубргском рынке со стороны «Системы Телеком» является запуск здесь бренда «Стрим», под которым продвигаются услуги широкополосного ADSL-доступа в Интернет. Напомним, что в Москве его владельцем является «МТУ-Интел», и на данный момент это самый успешный пример продвижения широкополосных услуг на российском рынке. Этот сервис был открыт в сентябре 2004 года, за четыре месяца удалось подключить порядка 70 тыс. абонентов, а к концу года цифра составила 102 тыс. На конец 2005 года число стрим-абонентов достигло около 250 тыс. Планы на Петербург были озвучены руководством холдинга на выставке «Связь-экспокомм’2006». При этом называлось несколько путей развития бизнеса, включая самостоятельный выход на рынок или приобретение местных игроков. С технологической точки зрения компания рассматривает вариант фиксированных (ADSL или Ethernet, то есть домашних сетей) или беспроводных услуг («Стрим» таким образом работает на одном из региональных рынков, основное отличие – предоставляется только услуга доступа в Интернет без дополнительного сервиса «Стрим-ТВ»). Понятно, что второй путь закрыт – эфир Петербурга и так сильно занят. Вариант с ADSL тоже маловероятен: местный телефонный монополист, который сейчас сам активно развивает этот вид услуг, за все время существования открытого рынка связи пустил на свои АТС только одного игрока, который аффилирован с ним. Таким образом, остается путь создания общегородской домашней сети, который скоре всего будет исполнен с помощью приобретения крупных существующих игроков. По слухам, на первом «Система» заготовила для этих целей около $15 млн.

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Оборудование, Финансы