IDC: в сегменте ИТ-услуг лидирует NVision

По итогам аналитического отчета IDC «Competitive Profiles and Analysis of Leading IT Services Players in Russia», основанном на анализе российского рынка и данных 89 поставщиков ИТ-услуг, лидером на рынке в 2012 году стала NVision (за счет слияния с SITRONICS). Другими ведущими поставщиками стали IBS, «КРОК», «ЛАНИТ» и «Техносерв». ПО данным IDC, совокупная доля пятерки лидеров в общем объеме российского рынка ИТ-услуг составляет 29,5 %. Наибольшим спросом ИТ-услуги пользовались среди банков, где ведущим поставщиком стала компания КРОК, а также в государственном и телекоммуникационном секторах, где лидирует NVision.

На изменения в рейтинге повлияло продолжение консолидации российского ИТ-рынка, прежде всего, слияние NVision с SITRONICS и расширение нового ИТ-аутсорсера MAYKOR. При этом, в отчете IDC отмечается, что конкуренция на многих сегментах рынка – в том числе в аутсорсинге – становится все более агрессивной из-за внушительных материальных вложений со стороны ИТ-поставщиков в увеличение уровня своей экспертизы. «Повышение уровня технологической подготовленности регионов и рост популярности облачных и мобильных решений заставляет поставщиков ИТ-услуг искать новые возможности партнерства и расширения своих бизнес-компетенций. Кроме того, новые модели доставки ИТ ведут к тому, что на рынок ИТ-услуг устремляются компании из других отраслей, которые видят перспективы не только в том, чтобы обеспечивать облачными технологиями свой бизнес, но и в том чтобы предоставлять их на рынке ИТ-услуг» - отмечает аналитик IDC Александр Прохоров.

В то же время, по словам г-на Прохорова, доля ИТ-услуг в России, по-прежнему, остается на незначительном уровне – около 18 % (33 % по миру в целом). Во многом это обусловлено сохраняющейся «железо-ориентированностью» – в 2012 году 67 % объема ИТ-рынка России приходилось на поставки именно аппаратного обеспечения (менее 50 % по миру в целом). При этом наибольшую часть российского рынка ИТ-услуг составляет системная интеграция,  достаточно велик сегмент консалтинга и кастомизации ПО, также весомую долю занимают услуги по поддержке оборудования. А вот доля аутсорсинга пока незначительна – 12 – 13 %. В аутсорсинге наибольшую часть  занимает обслуживание компьютеров и сетевого оборудования, также значительную долю занимает хостинг инфраструктурных услуг. При этом, аутсорсинг информационных систем, т. е. комплексный аутсоринг с передачей на стороннее обслуживание большой части информационных систем заказчика пока мал. В то же время, сегмент ИТ-услуг растет, по крайней мере, в два раза быстрее самого ИТ-рынка (около 10 %), динамика которого в 2012 году замедлилась (рост 4 %), - в IDC это в основном связывают с замедлением роста ВВП и цен на нефть. Если говорить о динамике отдельных направлений сегмента ИТ-услуг, то в IDC уверены, что рынок аутсорсинга будет расти быстрее рынка, а облачные ИТ-услуги существенно опережать его темпы (не менее 60 %).

 

Структура российского ИТ-рынка и в целом по миру, данные IDC, 2011 г.

 

Стоит отметить, что рейтинг IDC по крупнейшим поставщикам ИТ-услуг не коррелирует с другими рейтингам крупнейших ИТ-компаний России, хотя состоит из тех же компаний. В частности, в рейтингах Digit.ru и CNews Analytics, NVision даже после приобретения SITRONICS занимает лишь третью позицию (но первое место в рейтинге IDC крупнейших поставщиков ИТ-услуг). Далее IDC приводит в порядке снижения доли IBS, КРОК, «ЛАНИТ» и «Техносерв», в то время как в вышеупомянутых рейтингах эти компании располагаются в следующей последовательности: «ЛАНИТ» (2 место), «Техносерв» (4-е), КРОК (5-е) и IBS (6-е).
Что касается конкретных игроков рынка, то, к примеру, доля ИТ-услуг в структуре доходов КРОК по итогам 2012 году занимала 18 %, что в целом, соответствует среднему показателю по рынку. «Облачные технологии пока денег не приносят, хотя очевидно, что будут приносить. Сегодня в объеме нашей выручки они составляют астрономически маленькие цифры, с другой стороны, они растут на несколько сот процентов в год. В то же время аутсорсинг начнет расти намного быстрее лишь при условии падения цен на нефть, когда у заказчиков попросту не будет денег на закупку нового оборудования», – прокомментировал генеральный директор КРОК Борис Бобровников (более подробно см. материал рубрики КРОК по результатам работы компании в 2012 г. от 17 апреля).

Что касается IBS, то необходимо иметь ввиду, что бизнес компании состоит из двух ключевых направлений: деятельность в области ИТ-услуг (IBS IT Services) и разработка ПО (бренд Luxoft). При этом, в IBS IT Services, помимо непосредственно классических ИТ-услуг, входит также и интеграция, поставка оборудования и т.д. – то есть «железно направление в целом. Тем не менее, по словам президента IBS Group Анатолия Карачинского, о бесперспективности «железного» направления с точки зрения роста доходов в компании поняли еще в 2007 году, сосредоточившись на заказных разработках (Luxoft). «Железоориентированность» российского ИТ-рынка будет снижаться, а доля ИТ-услуг будет неизбежно расти. Это связано с необходимостью скорейшей модернизации военно-промышленного комплекса как ключевого сектора государственной экономики, доля которой сегодня достигает 60 %. В то же время, благодаря синергии двух наших основных подразделений – интеграторского и бизнеса по разработке заказного ПО (Luxoft), нам удается работать как на российском ИТ-рынке, так и на внешних, которые несравнимо более развитые с точки зрения внедрения прорывных ИТ-технологий» - отметил г-н Карачинский (более подбробно см. материал рубрики «IBS» с комментариями Анатолия Карачинского от 05 апреля 2013 г.).

 

Изменения в списке ТОП-10 крупнейших ИТ-компаний России в 2011-2012 гг. Данные CNews Analytics


«Впечатление о железоориентированности российского рынка, вероятно, складывается из-за его огромных территорий и неравномерности их экономического развития. Насытить оборудованием все одновременно практически невозможно, и процесс растянулся на долгие годы. Тем не менее, российский ИТ-рынок уже почти насыщен «железом», поэтому более востребованными становятся сложные проекты, в которых велика доля интеллектуальной составляющей. А постоянное отставание российского ИТ-рынка от мирового на 1 – 2 года постепенно сокращается. Россия входит в мировое сообщество, и ИТ выступает в этом процессе как общий интерфейс. Это требует знания мирового опыта, хотя бы для того, чтобы не повторить чужих ошибок. А в лучшем случае – воспользоваться ситуацией и выбирать для использования лучшие технологии, уже апробированные в мире. При этом, новые информационные технологии меняют привычные бизнес-цепочки и сегодня интеграторы все более становятся провайдерами услуг на базе собственной инфраструктуры», – комментирует, в свою очередь, исполнительный директор «ЛАНИТ» Владимир Грибов (подробно о тенденциях российского ИТ-рынка в материале с ИТ-саммита в Киеве от 22 апреля 2013 г.).

Рубрики: Интеграция, Оборудование

Ключевые слова: системная интеграция, IBS, ЛАНИТ, КРОК, NVision