Дилеры дают ответ «Евросети»

Практически одновременно с известием об объединении дилерских сетей «Евросети» и «Ультры» появилась информация, что петербургский филиал сети «Цифроград» начинает развитие на мощностях полученных некоторое время назад в собственность салонов своих франчайзи. Одним из внешних проявлений новой тактики «Цифрограда» стал активный поиск новых кадров.

Причинами активизации на рынке труда стало объединение сетей «Техносвязь», KS Group и остатков «Телеком Поинт» в единую сеть «Цифроград»: это потребовало повышения эффективности работы, развития организационной структуры, набора квалифицированных специалистов: торгового персонала - продавцов и кассиров - и менеджеров по управлению салонами связи. Кроме этого, сеть «Цифроград» планирует дальнейшее расширение и не отказывается от планов занять 16 % рынка сотовой связи Петербурга. В перспективе это часть амбициозной задачи получить 20 % рынка сотовой розницы России.

Компания «Цифроград» была основана в октябре 2003 года. В июне 2005-го сеть «Цифроград» появилась и в Петербурге (см. выпуск новостей от 9 июня 2005 г.). Изначально «Цифроград» сделал ставку на политику франчайзинга: на первой стадии были заключены договоры с сетями «Техносвязь» и KS Group, затем к ним присоединилась и сеть «Телеком Поинт» (см. выпуск новостей от 27 июня 2005 г.). Таким образом, во владения «Цифрограда» перешло сразу 110 салонов сотовой связи, с помощью которых компания намеревалась занять 16 % петербургского рынка. Тем не менее, уже тогда другие игроки рынка предсказывали, что «Цифрограду» не миновать проблем, типичных для всех компаний, избирающих франчайзинговый путь.

Проявление первого недостатка не заставило себя долго ждать: как только дело коснулось проведения масштабных маркетинговых акций, выяснилось, что наиболее опытной в этом вопросе является компания «Телеком Поинт». Поэтому весь груз ответственности за разработку и проведение рекламных проектов «Цифрограда» приняли на свои плечи именно сотрудники бывшей сети «Телеком Поинт» (см. выпуски новостей от 11 ноября 2005 г. и 6 декабря 2005 г.). Кроме того, постепенно стали сбываться и другие прогнозы: например, «Цифрограду» не удалось избежать и проблем с эффективностью своих салонов – так, несмотря на то, что этот дилер одно время являлся лидером в регионе по количеству салонов, он не только никогда не занимал в «шестерке» основных игроков первых позиций по подключениям к операторам сотовой связи, но и демонстрировал одни из самых низких результатов в пересчете на один салон.

Помимо прочего, весной этого года «Цифрограду» пришлось помериться силами с конкурентом: компания «Евросеть» решила купить часть салонов «Телеком Поинт». Поединок завершился не в пользу «Цифрограда»: «Евросеть» прибрала к рукам 21 салон «Телеком Поинта», оставив сопернику 7 (см. выпуск новостей от 7 апреля 2006 г.). Тогда в прессе появилась информация, что лидер рынка предложил за салоны вдвое большую цену. Затем «Евросеть» приобрела и ряд салонов сети «Техносвязь» (см. выпуск новостей от 20 июля 2006 г.).

Но «Цифроград», несмотря на трудности, приближается к установленной планке в 16 %: по словам пресс-секретаря этой компании Ивана Белозёрова, на сегодняшний день у «Цифрограда» в Петербурге и Ленинградской области имеется розничная сеть из 99 салонов, что позволяет занимать дилеру около 14-15 % рынка.

В конце весны этого года выяснилось, что «Цифроград» отказывается от франчайзинга и меняет схему работы в Петербурге. Выкупив салоны у своих франчайзи – это 43 торговых точки KS Group, 47 – «Техносвязи» и 7 – «Телеком Поинта», «Цифроград» будет развивать их самостоятельно. «Сейчас у нас следующие планы: повышение эффективности работы, развитие организационной структуры, набор квалифицированных специалистов, с чем и связан набор кадров в «Цифроград», – сообщили в пресс-службе «Цифрограда». – Рынок в Петербурге очень насыщенный, конкуренция острая. В таких условиях основная работа сосредоточивается на повышении качества обслуживания потребителей, на технологиях продаж, на оптимизации бизнес-процессов: планирование закупок и продаж, обеспечение ассортимента».

Кроме того, в планы «Цифрограда» входит расширение: открытие еще порядка 40 новых салонов в Петербурге и Ленинградской области, что, по мнению представителей дилера, потребует более полугода.

Сейчас рынок сотовой розницы Петербурга в условиях более 100-процентного проникновения услуг сотовой связи является высококонкурентным. До 80 % подключений приходится на «большую шестерку» игроков – «Евросеть», «Ультра», «Связной», «Телефорум», «Диксис», «Цифроград». Последнее крупное событие здесь – переход 100 % акций сети «Ультра» в собственность «Евросеть Холдинг», который будет инвестировать в дальнейшее развитие приобретенной сети, а также выступит в качестве логистического оператора (см. выпуск новостей от 1 августа 2006 г.). Особенностями сделки стали включение бывших владельцев сети «Ультра» в состав совета директоров, а также сохранение бренда «Ультра», самостоятельной торговой и маркетинговой политики приобретенного игрока.

Другие участники, однако, выражают сомнение в том, что «Цифроград» в Петербурге уже смог занять долю рынка в 14-15 %. «По нашим подсчётам, «Цифроград» занимает 10-12 % петербургского рынка, – говорит директор по маркетингу федеральной сети салонов «Ультра» Дмитрий Карманов и добавляет: – Причём в последние месяцы сеть «Цифроград» скорее теряет свою долю вместе с салонами. Возможно, стоит уточнить методику расчёта доли рынка и общую оценку доли рынка региона. Что касается планов занять 16 % рынка Петербурга, то теоретически это возможно, однако в данный момент не совсем понятно, за счёт чего «Цифроград» планирует это сделать. Простое увеличение числа салонов, как показал опыт некоторых конкурентов, не ведёт к существенному росту доли рынка, а лишь уменьшает удельные показатели сети на один салон». Что же касается планов самой сети «Ультра», то теперь, образовав тандем с «Евросетью», ей, по словам г-на Карманова, будет легче отстаивать и согласовывать свои интересы в отношениях с другими операторами и производителями, в то время как для покупателей особых изменений заметно не будет. «Необходимо чётко понимать, что сети «Ультра» и «Евросеть» не объединяются, а действуют самостоятельно друг от друга, сохраняя каждая свою самобытность и оставаясь конкурентами», – подводит итог Дмитрий Карманов. 

Управляющий розничной сетью «Телефорум» Игорь Алёхин по отношению к «Цифрограду» настроен более оптимистично: «Компания «Цифроград» действительно занимает существенную долю рынка.  Добиться увеличения рыночной доли до 16 % – не самая сложная задача, решаемая увеличением числа салонов, снижением цен и другими быстрыми способами.  Гораздо сложнее построить эффективную компанию, способную удерживать эту долю и приносить стабильную прибыль. Мы не можем судить о том, какую стратегию изберет «Цифроград», но шансы есть у всех, тем более у такого крупного игрока».

В политике самой сети «Телефорум» пока никаких изменений не предвидится. Несмотря на возможные грядущие перемены на рынке сотовой связи в связи с продажей розничной сети «Ультра» холдингу «Евросеть», Игорь Алёхин считает, что какие-либо выводы делать пока преждевременно, так как ещё никаких реальных изменений на  рынке не произошло.

Комментируя ситуацию с «Цифроградом», директор департамента PR и внешних связей группы компаний «Диксис» Татьяна Москалева тоже высказала предположение, что при определённых условиях «Цифроград» вполне может завоевать 16 % рынка: «Все будет зависеть от того, насколько успешно новые владельцы смогут освоить розничный бизнес. Компания «Цифроград» никогда им не занималась, поэтому это может создать определенные проблемы при развитии сети. Также не надо забывать и об организационных моментах: довольно непросто наладить работу структуры, куда вошли 3 разных по уровню и бизнес-процессам игрока». Напомним, что компания «Диксис» работает на рынке Петербурга с 2001 года и её северо-западный филиал на сегодняшний день является крупнейшим филиалом компании. Наибольшее количество магазинов филиала расположено в самом Петербурге и Ленинградской области. Кроме того, по словам Татьяны Москалёвой, до конца 2006 года «Диксис» планирует двукратное увеличение собственной сети на Северо-Западе России.

Возвращаясь к «Цифрограду», отметим, что в его стратегических планах – занять 20 % рынка сотовой розницы России. По данным пресс-службы, в середине 2007 года сеть «Цифроград» рассчитывает иметь 2 тыс. салонов. Из них около 700 будут находиться в собственности компании. Сейчас же в собственности «Цифрограда» около 350 салонов по России: в Москве и Московской области, Петербурге и Ленинградской области, в Смоленске, Коломне, Твери, Перми и других городах. Преобладающая часть из них куплена у франчайзи. Как уточняет Иван Белозеров, приобретаются салоны в тех городах, где требуются серьезные инвестиции в развитие, которые по силам федеральной сети «Цифроград», но велики для местных партнеров.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети, Финансы