Законы экономии / С чем едят телефоны "бывшего употребления"

Покупая телефон, многие в своем навязчивом желании сэкономить, порой отчаиваются на покупку подержанных телефонов, нисколько не задумываясь о последствиях такого приобретения. "Сотовик" попытался выяснить у экспертов, где лучше покупать б/у телефоны и какие подводные камни могут встретиться.

Несмотря на наличие множества палаток в переходах и радиорынков с подержанной продукцией, рыночное соотношение б/у и новых телефонов в штучном выражении, по данным ИАА "Сотовик", составляет примерно 4% к 96% соответственно, тогда как в денежной пропорции на "второсортные" телефоны приходится лишь 2,5%. Наиболее популярными у покупателей моделями среди б/у являются: SonyEricsson J200i, Siemens C65, Nokia 3230, SonyEricsson K750i и Nokia 6230i. Что до производителей, то лидирующие позиции занимает Nokia - на телефоны этого вендора поступает меньше всего жалоб, более же всего покупатели недовольны такими марками, как Siemens, Samsung, Sony-Еricsson.

Понятно, что цена б/у телефона зависит от его технического состояния. "В среднем скидка на б/у модели составляет 35-60%", - отмечает аналитик ИАА "Сотовик" Сергей Аверин. Однако погоня за дешевизной может обернуться для незадачливого покупателя некачественными, быстро выходящими из строя аккумуляторами, поломкой отдельных частей "бэушной" трубки. И это далеко не полный список наиболее распространенных проблем с подержанным телефоном. Так, по статистике, в среднем 30-40 раз в месяц работники Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) сталкиваются с жалобами владельцев б/у аппаратов.

Однако если желание купить б/у трубку взяло вверх, то при выборе видавшего виды телефона следует быть крайне внимательным. Продавец обязан предоставить полную и достоверную информацию о товаре, в том числе о его техническом состоянии, работающих (или неработающих) функциях. В том случае, если продавец по каким-либо причинам не в состоянии рассказать о технических особенностях б/у аппарата, а также дает гарантию на телефон меньше месяца или не предоставляет ее вовсе - о целесообразности покупки стоит серьезно задуматься. "В идеале лучше потребовать вписать серийный номер в гарантийный талон и проверить наличие наклейки, подтверждающий сертификацию аппарата, - советует председатель ОЗПП "Общественный контроль" Михаил Аншаков. - Если информация о товаре не предоставлена в полном объеме: к примеру, покупатель не знал, что у б/у аппарата не работает виброзвонок, то он вправе потребовать по своему выбору возврата денег, замены аппарата, соразмерного уменьшения договорной цены, или ремонта".

Не исключена также вероятность покупки краденого телефона. По данным "Сотовика", таких аппаратов среди б/у встречается около 30%, поэтому эксперты настоятельно советуют приобретать подержанные телефоны в специализированных точках, где можно потребовать гарантийный талон и в случае поломки предъявить претензии.

Из ритейлеров на б/у трубках активно специализируется, пожалуй, только "Связной". Весь б/у товар у розничного продавца проходит обязательное тестирование и доукомплектовывается, каждой модели присваивается категория уценки в соответствии с ее состоянием, и она вновь поступает в продажу. Доля таких телефонов в специализированных магазинах "Связной-Дисконт" составляет 1-2%, а соотношение аппаратов, прошедших сервисную службу, к новым моделям - 70% на 30% процентов. Гарантия на подержанный телефон в центрах "Связной-Дисконт" составляет 1 месяц, если что не так - покупателю телефон меняют. "Низкая цена на какую-либо модель телефона может свидетельствовать, например, о ее моральном устаревании. Поскольку новые модели мобильных телефонов появляются на рынке довольно часто, некоторые вполне пригодные к эксплуатации модели просто выходят из моды", - рассказывает Елена Ноготкова, руководитель отдела по связям с общественностью групп компаний "Связной". Сейчас в "Связном" активно развивают систему trade in, иными словами, люди приносят старый телефон, его оценивают и дают скидку на стоимость оценки при покупке нового.

Однако не все ритейлеры охотно берутся за торговлю подержанными трубками. В "Евросети", к примеру, нельзя старый телефон обменять на новый с доплатой по услуге trade in - продавец считает, что большая часть таких трубок имеет неизвестное прошлое. В некоторых крупных салонах "Евросети" есть небольшие полки с телефонами б/у, но это телефоны, возвращенные покупателями в течение 14 дней после покупки, в истории которых ритейлер совершенно уверен. "Цифроград" также не специализируется на подержанных трубках, однако со временем собирается работать в этом направлении.

Рубрики: Мобильная связь, Торговые сети, Оборудование