Как следует из отчета ACM-Consulting, на 30 сентября в России было 59,04 млн абонентов мобильной связи, в сентябре подключились 3,41 млн человек. В прошлом месяце наибольшее количество новых подключений в России у "ВымпелКома" – 1,405 млн подписчиков, доля новых подключений оператора составила 41%. Следующим идет "МегаФон", подключивший 978.000 абонентов (29% всех новых контрактов). МТС же замыкает тройку, подключив 810 тыс. пользователей (24% общего числа подключений). В итоге на конец сентября у МТС в России было 20,84 млн абонентов, у "ВымпелКома" – 19,87 млн.
В офисе "ВымпелКома" считают свое лидерство в новых подключениях вполне логичным. "Тут сошлось несколько важных обстоятельств, – объясняет директор по связям с общественностью компании Михаил Умаров. – Мы предпринимали активные маркетинговые шаги. Хорошо продавался тариф 'Би плюс Бум', а также наш новый продукт тариф 'Максимальный'. Кроме того, решена проблема с недостатком номеров, которая несколько затормозила рост абонентской базы".
По мнению аналитиков, сокращение доли МТС на рынке новых подключений объясняется более эффективным развитием ее конкурентов в регионах. "Регионы сейчас – это уже огромный рынок, а МТС значительно проигрывает 'ВымпелКому' именно там,– считает аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский. – У 'ВымпелКома' 72 работающих сети в регионах против 63 у МТС. Причем из этих 63 можно смело вычесть еще 2 – Астрахань и Волгоград, где МТС совсем недавно купила операторов, которые пока находятся на стадии запуска сетей GSM".
"Мы ждем смены лидера давно, – говорит аналитик инвестиционной группы 'Атон' Надежда Голубева. – Последние полтора года компания 'ВымпелКом' прибавляла абонентов очень активно. Этот рост объясняется тем, что 'ВымпелКом' ведет более агрессивную политику: оператор ориентируется на более массовый рынок, средний доход на одного абонента у него ниже, чем у МТС". Так, по данным "Атона", доход на одного абонента в среднем по России у "ВымпелКома" составил 10,8 USD, у МТС – 14,3 USD. Среди косвенных причин, которые могли повлиять на такое развитие ситуации на рынке сотовой связи, госпожа Голубева отметила и брэнд "ВымпелКом", который, по ее мнению, может быть более известен в регионах, чем МТС.
"Уже через два месяца, в декабре, лидером российского сотового рынка может стать 'ВымпелКом'",– говорит Антон Погребинский. Смены лидера на сотовом рынке России не происходило с 1999 года. Тогда МТС, использовавшей более передовой стандарт GSM, удалось обогнать "ВымпелКом", абоненты которого пользовались связью старого стандарта DAMPS (GSM-сеть компании тогда только начала разворачиваться в Москве).
В МТС на публикацию отчета ACM отреагировали спокойно. "Частоты и лицензии в некоторых значимых регионах России мы получили совсем недавно, – заявили в компании. – Конкуренты демонстрируют хорошую динамику в первую очередь именно в тех регионах, где МТС пока не работает, – в Кемерове, Ставрополе, Астрахани, Волгограде и других городах. Впрочем, мы не видим угрозы нашему лидерству в России, так как до конца года у нас запланирован запуск сетей в более чем десяти российских регионах. Тем самым мы сравняемся с конкурентами по охвату территории и существенно повысим долю в новых подключениях".
Следует отметить, что, даже потеряв титул крупнейшего российского оператора, МТС останется крупнейшим оператором мобильной связи Восточной Европы и СНГ. На сегодняшний день компания обслуживает 27,6 млн абонентов, 5,5 млн из которых "расквартированы" на Украине, 260.000– в Узбекистане. Еще 970.000 абонентов обслуживает белорусское СП МТС. Есть зарубежные активы и у "ВымпелКома": принадлежащая компании сеть в Казахстане обслуживает 676.000 абонентов.