Сейчас в компании «Ниеншанц» прорабатывают стратегию выхода на областной рынок, в частности, определяют, какой сегмент телеком-рынка должен занять новый провайдер и кто возглавит проект. Но основные параметры работы уже определены. В компании сообщили, что абоненты нового провайдера смогут получить услуги кабельного ТВ и Интернета (ШПДИ). «Стартовый этап проекта начнется с Ленобласти и Северо-Западного региона», - рассказала Марина Богачкина, директор по маркетингу и рекламе «Темы-Телеком». Сумма инвестиций не раскрывается, но г-жа Богачкина уточнила, что этот бизнес предполагает долгосрочные вложения, а выход на точку самоокупаемости ожидается в течение трех лет.
Конкурентная борьба и возможность выбора поставщика услуг связи в Ленобласти, как правило, присутствуют в городах, близких к Санкт-Петербургу. Помимо основного оператора - «Ленсвязи», в Ленобласти представлены такие компании, как «ПетерСтар», «Билайн», «ВестКолл», «ЛАНК Телеком», а также менее крупные, например, «Кактус» и Р2.
«Мне непонятно, зачем входить в город с населением в 47 тыс. и средней зарплатой 7-8 тыс. рублей шестому оператору связи?», - удивился инициативе «Ниеншанца» руководитель ИТ-отдела «Волхов-Онлайн» Алексей Сберегаев. Он оценил волховский рынок интернет-услуг как конкурентный, где все интернет-операторы находятся в равных условиях. «Сейчас нет острой борьбы за клиента, идет вялотекущая ротация клиентской базы», - пояснил г-н Сберегаев. Он также уточнил, что тарифы на Интернет в Волхове сопоставимы с петербургскими, хотя его компании это и «дается с трудом».
Директор петербургского филиала «ВестКолл» Виктория Тихонова считает, что именно высокая стоимость строительства магистральной сети и «последних миль» до абонентов – это главная проблема для оператора при выходе в область. Такие затраты на строительство объясняются объективными факторами: маленькой плотностью населения, большой территорией региона и отсутствием стандартных решений для организации магистралей. Несмотря на эти трудности, руководитель петербургского филиала «ВестКолл» уверена, что и удаленные районы Ленобласти имеют хороший потенциал в плане развертывания сетей операторов. «Правда, такие проекты необходимо тщательно анализировать», - посоветовала коллегам Виктория Тихонова.
На опыте выхода в Сосновый бор специалисты компании убедились, что и в Петербурге, и в области наиболее востребованными оказываются одни и те же услуги. «Из-за активного строительства крупных объектов пользователь на территории Ленобласти не довольствуется просто «телефонной точкой». Абонент хочет получать полный спектр телекоммуникационных услуг: ШПД, телефонию, цифровое телевидение, подключение систем сигнализации, видеонаблюдение и т. п. Но трудности обеспечения подобных запросов, опять же, связаны с высокими вложениями в инфраструктуру», - пояснили в «ВестКолле».
«Областным абонентам, которые, в отличие от горожан, не избалованы обилием телевизионного контента, также крайне интересна услуга IPTV. Но для реализации сервиса нужна соответствующая инфраструктура связи, а рассчитывать на скорое появление нового полноценного областного оператора из-за скромного объема областного рынка не приходится», - развил тему гендиректор «Рустелекома» Юрий Брюквин. По его мнению, известие о появлении в области нового провайдера можно трактовать в двух аспектах: позитивный (выход оператора повышает конкуренцию в отдельных райцентрах области), и негативный (зачастую подобные проекты носят популистский и декларативный характер). «Однако данную новость о выходе в область очередного оператора я склонен расценивать все же негативно», - добавил Юрий Брюквин.
Экспансия провайдеров в Ленинградскую область, несомненно, является рыночным трендом. Но, по мнению ряда экспертов, часто реальная деятельность подменяется пиар-активностью. Провайдеры подключают одного-двух крупных потребителей и заявляют о своем присутствии в Ленобласти, но на деле во многих областных городах рядовой пользователь не получает возможности альтернативного выбора оператора. Для этих абонентов маркетинговый ход операторов оборачивается обманутыми ожиданиями, потому что реальной конкуренции, а значит и реальных улучшений, он не предвещает.
«На большой территории с невысокой плотностью населения (которое, вдобавок, имеет не самые большие денежные доходы) развивается скромный по объему рынок. По итогам 2009 года объем областного рынка связи составил порядка 3,5 млрд рублей, тогда как в Петербурге этот сектор экономики достиг рубежа в 95 млрд рублей», - привел статистические данные аналитик «Рустелекома». Таким образом, даже заняв видимую долю областного рынка, трудно рассчитывать на большую валовую выручку. А значит, уход в область вряд ли станет массовым явлением. К тому же, провайдерам все еще хватает работы и в областном центрне, уверен Юрий Брюквин.
Таким образом, большинство игроков Северной столицы хоть и высказывают заинтересованность в областной экспансии, но не предпринимают в этом направлении реальных действий. А другие и вовсе не считают это целесообразным. «В ближайшей перспективе мы не планируем выходить на рынок Ленинградской области, и фокусируем все наши усилия на развитии сетей в Петербурге», - заявил директор петербургского филиала «Сумма Телеком» Андрей Полунин.
Дарья Афонина