Вчера последним из "большой тройки" свои финансовые и операционные результаты за четвертый квартал и весь 2014 год опубликовала МТС. Выручка оператора по итогам 2014 года увеличилась на 3,1%, до 410,758 млрд руб. На этот показатель повлияло сокращение абонентской базы украинской "дочки" в связи с политической ситуацией в этой стране. Показатель OIBDA снизился на 5,3%, до 42,596 млрд руб., но по итогам года вырос на 0,3%, до 175,463 млрд руб. Маржа OIBDA по итогам квартала снизилась на 3,2 процентного пункта (п. п.) и составила 39,7%, а по итогам года — на 1,2 п. п., до 42,7%. Негативное влияние на эти показатели оказали сезонные факторы, запуск сети в Узбекистане и инфляция. Чистая прибыль снизилась на 91,7% по итогам квартала, составив 1,6 млрд руб., и на 35,1% по итогам года (51,822 млрд руб.). В том числе падение было связано с курсовыми разницами. Неденежный убыток в связи с переоценкой долга, номинированного в валюте, составил 8,9 млрд руб.
Показатели МТС в России оказались лучше групповых: выручка здесь увеличилась более высокими темпами (4,1% по итогам квартала и 5,6% по итогам года). OIBDA выросла и по итогам квартала (0,5%) и по итогам года (см. таблицу). В компании связывают это с ростом пользования и распространением услуг передачи данных. В МТС обнародовали прогноз на 2015 год, по которому общая выручка компании должна вырасти на 2% и более, а выручка в России — на 3% и более. Маржа OIBDA ожидается на уровне 40%. Капитальные затраты группы могут составить 85 млрд руб., однако этот показатель не учитывает стоимости лицензии 3G, выигранной "МТС-Украина" (2,715 млрд гривен), и инвестиций в строительство сети. Как отметил вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич, это "оптимистичный" и "даже агрессивный" прогноз. В компании рассчитывают на продолжение роста потребления. При этом, по словам господина Лацанича, если на рынке не будет происходить резких изменений, оператору не придется повышать цены.
В "МегаФоне" прогнозировали, что выручка по итогам 2015 года сохранится на уровне 2014 года, маржа OIBDA составит 40% или выше. При этом оператор подтвердил прогноз по капитальным затратам, по которому в 2015 году они могут составить 61,5-76,4 млрд руб., или 8-35% от выручки. "Вымпелком" не обнародовал прогноз, но в VimpelCom Ltd (владеет "Вымпелкомом", на последний приходится 38% выручки холдинга) ожидают уменьшения сервисной выручки (выручка от услуг) на 1-9% и снижения рентабельности по EBITDA на 1 п. п., до 39,6%. CAPEX группы должен составить около 20% выручки.
Темпы роста выручки российских сотовых операторов снижаются несколько последних лет. Так, выручка МТС в России в 2013 году выросла на 5%, в 2012-м — на 8,3%, в 2011-м — на 8,9%. У "МегаФона" в 2013 году темпы роста составляли 9%, в 2012-м выручка незначительно снизилась, но в 2011-м росла на 12%. В начале 2014 года МТС прогнозировала, что будет расти в 2014-2016 годах на 3-5% ежегодно. "МегаФон" ожидал роста выручки в 2014 году на 1-9%. Vimpelcom прогнозировал, что его выручка и EBITDA снизятся на 1-5% по сравнению с показателем 2013 года (в итоге снижение составило 12,9%).
Старший аналитик "Сбербанк CIB" Анна Лепетухина отмечает, что результаты МТС и "МегаФона" в России оказались достаточно похожими как по темпам роста выручки, так и по OIBDA. "Но МТС фокусировалась в первую очередь на росте мобильного бизнеса, а "МегаФон" — фиксированного",— говорит госпожа Лепетухина. При этом прогноз МТС на 2015 год она назвала "оптимистичным", а "МегаФона" — "чересчур консервативным". Госпожа Лепетухина ожидает, что в итоге рост будет средним — между 0% и 3%. В то же время она указывает, что эти цифры условны, "компании могут фокусироваться на росте выручки, как МТС в четвертом квартале, а могут и на увеличении показателя OIBDA, как "МегаФон", в последнем случае выручка будет расти медленнее".
"Сотовая связь в России дешевая относительно других стран, в структуре расходов она занимает немного. Вряд ли абоненты будут в первую очередь оптимизировать именно эту статью. Однако корпоративные клиенты пытаются экономить. Кроме того, общее замедление активности может отразиться на потреблении услуг",— рассуждает аналитик Deutsche Bank Игорь Семенов. Он ожидает в 2015 году нулевого роста сервисной выручки операторов и снижения выручки от продажи устройств, что приведет к незначительному падению общей выручки относительно 2014 года.
Анна Балашова