Издание «КоммерсантЪ» сообщает по сведениям своих источников, что на ремонтные сервисы по причине дефицита комплектующих для ремонта смартфонов, планшетов и других устройств задействуют подержанные устройства, из которых берут отдельные запчасти, либо в некоторых случаях разбирают на запчасти новые девайсы. Такая ситуация сложилась из-за прекращения поставок множеством зарубежных производителей после начала российской спецоперации на Украине. Например, сервисные центры по ремонту устройств Apple уже сообщали, что сроки ремонта могут достигать недели по причине нехватки компонентов.
Отдельные затруднения будут связаны с техникой, ввезенной в Россию методом параллельного импорта – расходы на сервисное обслуживание, а также его организация, теперь легли на плечи дистрибуторов.
Параллельный импорт повлияет и на длительность гарантийного обслуживания. Сроки будут увеличиваться, поскольку регистрируется ввозимое устройство в одной из стран ЕАЭС, а продажа осуществляется в другой. Таким образом, устройство, зарегистрированное, к примеру, в Сербии или Черногории, необходимо отправлять на гарантийное обслуживание именно туда, что на практике приведет к удвоению сроков ремонта или замены. Помимо того, сообщает собеседник «Ъ», в некоторые страны, например, Казахстан, комплектующие для ремонта поставлялись в меньших объемах, при этом большая часть их направлялась с посредничеством России, и сейчас необходимых объемов запчастей просто может не быть.
Если раньше почти 90% техники в России ремонтировалось в течение пяти рабочих дней, то теперь эти сроки зависят от возможностей найти комплектующие. Некоторые запчасти нет возможности доставить из других стран, в таких случаях приходится пытаться компенсировать их отсутствие разборкой имеющейся продукции, которую ремонтники называют «донорами».
Так, например, по словам генерального директора Acer, на продукцию, ввезенную по новым схемам, гарантия от компании предоставляться не будет, и все обязательства будут выполняться либо продавцом, либо импортером. В магазинах re:Store присоединились к данной позиции, сообщив, что отремонтировать такую продукцию в авторизированных сервисах Apple нет возможности. В то же время в «М.Видео-Эльдорадо» сказали, что рассчитывают продолжить сотрудничество с действующими сервисными центрами.
Стоимость ремонта, тем временем, растет. По сведениям платформы для поиска специалистов «Профи», в отношении стоимости ремонтов смартфонов второй квартал дал прирост на 11% по отношению год к году, и на 5% в сравнении с первым кварталом, а ноутбуки теперь ремонтируются дороже на 6% и в сравнении с первым кварталом, и год к году.
Однако в количественном соотношении запросов на ремонт электроники стало меньше, чем в прошлом году. По данным агрегатора Price.ru, число запросов на услуги по ремонту телефонов упало примерно на 30%. Аналитики портала связывают это снижение спроса с закупками впрок и массовым обновлением имеющейся техники в контексте изменения курсов валют, что предполагает отложенный спрос на ремонт.
В «Сети компьютерных клиник» сообщили журналистам «Ъ», что стоимость ремонтных услуг пока остается прежней, однако растет цена комплектующих, несмотря на укрепление отечественной валюты. При этом, в адекватных поставках заинтересованность должна быть в первую очередь у самих продавцов электроники, поскольку в противном случае будут наблюдаться убытки от списания товаров, которые невозможно отремонтировать. Ведь, если товар не подлежит ремонту, ритейлеры и диcтрибуторы обязаны производить его выкуп у конечного пользователя, а вернуть его производителю будет затруднительно, и он может «зависнуть» на балансе.