С 1 сентября компании, занимающиеся грузоперевозками, смогут оформлять документы электронно и вносить данные в Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), отказавшись от бумажных документов. Грузоперевозчики смогут оформлять в ГИС ЭПД транспортные накладные, сопроводительные ведомости и заказ-наряды. А также подписывать эти документы с клиентами удаленно с помощью электронных подписей. Перевозчики будут работать в госсистеме не напрямую, а через операторов электронного документооборота — ЭДО.
Заказчиком ГИС ЭПД выступил Минтранс, разработчиком систпемы - ФГУП "Защитаинфотранс министерства транспорта российской федерации" - Это предприятие победило в конкурсе на создание ГИС ЭПД с ценой контракта 555 млн руб. Это следует из данных госзакупки. Закупка проходила в 2021 г. Весной 2022 г. прошла еще одна закупка на оказание услуг по обеспечению вычислительных мощностей, обеспечению информационной безопасности, эксплуатации ГИС ЭПД. Победитель - тот же, сумма контракта - 123,3 млн руб. Итого ГИС ЭПД обошлась Минтрансу в 678 млн руб.
На прошедшем вчера форуме"Цифровая эволюция" заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов рассказал, что переход на электронные накладные добровольный, однако в будущем работа через госсистему для перевозчиков станет обязательной. Кроме того, он сообщил, что министрерство планирует разработать уцфровой профиль перевозчика и рейтинг перевозчиков. Он отметил, что около 1 млрд накладных в год формируют игроки этого рынка.
"С 1 сентября переход будет добровольным. Но это только на начальном этапе - мы с ФНС решаем, какая будет методика перевода всех компаний в систему. Мы выведем из серой зоны компании и они принесут доход до 80 млрд руб. в год. Мы ведем работу с МВД на предмет проверки электоронных документов. Инспектор на дороге должен попросить документы. Как продемонстрировать электронный документ - у инспектора в планшете будет сканер, а у водителя - QR-код. Минтранс получит колоссальный набор структурированных данных: кто отправляет, кому, цена, груз. Эту информацию можно использовать для разных целей, например - создание цифрового профиля преревозчика. Это для налоговых органов. Также информация понадобится для оценки качества и безопасности перевозок и оценки информации потребителем. То есть - это надзорная часть и рыночная оценка. Минтранс сможет составить верифицированный рейтинг. Мы думаем, кто этим будет заниматься, Минтранс или кто-то другой, - сообщил Дмитрий Баканов. - Я предлагаю "Яндексу" и Сберу поучаствовать в создании рейтинга перевозчиков. Я надеюсь, обе организации согласны. Мы согласны формировать рейтинг совместно, учитывая позицию "Яндекса" с Сбера".
Министр транспорта Калужской области Владимир Волочай отметил, что создан весь набор нормативно-правовой базы. "Государство получит неоспоримые плюсы от этого - большой набор данных. Что получит бизнес - сокращение расходов, повышение операционной эффективности. Например, если у транспортной компании в год расходы на документооборот составляют около 10 млн руб., в год выйдет 3,8 млн руб. экономии. На основе собранных данных можно будет запускать дополнительные сервисы. Финансирование грузоперевозок замедляется из-за того, что сбор документов занимает от 60 до 90 дней. С новой системой до бизнеса будут быстрее доходить деньги и быстрее оборачиваться", - прокомментировал Владимир Волочай. Главный эксперт Ассоциации "Цифровой транспорт и логистика" Андрей Ионин рассказал, что 70% перевозчиков готовы добровольно перейти на новую ГИС. "Бизнес хочет получить доступ к данным, которые будет накапливать Минтранс. 50% участников рынка готовы делиться данными с Минтрансом. Надо подумать, как эти данные использовать в интересах не только государства, но и безнеса", - отметил он.
Заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Евгений Чаркин сказал, что надо понимать, зачем собираются данные и что с ними делать. "Какие управленческие решения мы будем принимать на основе этих данных. Обмен данными не должен нарушать конкуренцию и должен быть взаимовыгоден для всех игроков. Минтрас мог бы выступить заказчиком для создания нейросети с автообучением. Чтобы рынок загружал туда данные и получал обработанную информацию", - предложил он.
Директор по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти ООО "Яндекс.Такси" Антон Петраков отметил, что "Яндекс.Такси" так прочно укрепился на рынке, что ассоциация людей с "Яндексом" такая - когда человек говорит, что работает в "Яндексе", люди думают, что он работает таксистом. "Мы сами генерим все данные, оцениваем спрос и предложение. Есть ряд нерешенных проблем, где не решены проблемы взаимодействия бизнеса и государства, например - страхование. Страховая компания выставляет грузоперевозчику заградительный тариф. И переломить эту ситуацию помогут данные от грузоперевозчиков. Страховые компании будут понижать тариф. Только 15% рынка грузоперевозок в белой зоне. Мы готовы пилотировать на небольших группах решения и вместе с другими игроками их внедрять. Автоматизация транспортного документооборота сократит расходы, а в итоге это отразится на конечной стоимости для потребителя", - считает Антон Петраков.
Исполнительный директор дирекции цифровых решений для госсектора ПАО "Сбербанк" Олег Виниченко сказал, что дальнейшим шагом отрасль ожидает электронный путевой лист и принятие федерального закона в части телемедицины. "Сервисы, связанные с оценкой состояния водителя можно будет перевести в электронный вид. Минтранс и мы реализуем международные электронные накладные с республикой Беларусь. И мы попробуем решить возникающие барьеры в международных перевозках, чтобы с дружественными странами снизить издержки на перевозку", - рассказал он.
Юлия Мельникова