Предписание УФАС в отношении СЗТ было вынесено 22 мая 2007 года. В управлении посчитали, что СЗТ нарушил закон
«О защите конкуренции», установив летом 2006 года тарифы за услугу «местное инициирование вызова на номера доступа к услугам телематических служб» для интернет-провайдеров, предоставляющих услуги абонентам СЗТ по технологии dial-up. Одновременно СЗТ установил тарифы для конечных пользователей на свои услуги коммутируемого доступа в Интернет, крайне незначительно отличающиеся от тарифа за инициирование вызова для интернет-провайдеров. «Тем самым компания обеспечила себе конкурентное преимущество на указанном сегменте рынка», — полагают в УФАС.
В предписании содержалось требование устранить нарушение до 1 июля 2007 года. Однако оператор связи опротестовал предписание УФАС в суде, правда, проиграв в первой инстанции. Тем не менее в апелляционной инстанции СЗТ повезло больше. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 14 февраля 2008 года отменил решение суда первой инстанции. «Мотивированное решение арбитражного суда нам пока не известно», — сообщил журналистам руководитель УФАС по Петербургу и Ленобласти Олег Коломийченко на пресс-конференции. В СЗТ информацию о решении суда подтвердили.
«С юридической точки зрения СЗТ действовал в соответствии с законодательством, — полагает генеральный директор агентства «Неделя сотовых технологий» Денис Кусков. — Однако решение о вводе тарифов за инициализацию соединения привело к резкому подорожанию стоимости услуг интернет-провайдеров. В итоге многие компании либо отказались от предоставления услуг по dial-up, либо вообще ушли с рынка. При этом СЗТ за счет того, что его тарифы оказались ниже тарифов других провайдеров, фактически стал монополистом на этом рынке».
По словам Дениса Кускова, в последнее время в связи с развитием услуг широкополостного доступа в Интернет технология dial-up стала пользоваться меньшим спросом. Если летом 2006 года, когда СЗТ ввел тарифы за инициализацию звонков, dial-up пользовались около 1 млн абонентов, то сейчас не более 150 тыс.
«Dial-up — умирающая технология, — соглашается директор аналитического департамента ФК «Открытие» Халиль Шехмаметьев. — Не исключено, что, вводя высокие тарифы для интернет-провайдеров, СЗТ сознательно подвигал клиентов к переходу на более продвинутые технологии, которые предоставляют оператору более широкий спектр возможностей». При этом, по мнению Халиля Шехмаметьева, победа в суде вряд ли окажет влияние на деятельность СЗТ, поскольку доля расходов на предоставление услуг выхода в Интернет хотя и растет с каждым годом, однако все равно остается незначительной в общей выручке оператора.
Однако Денис Кусков напоминает, что СЗТ заявил о намерении укрепить свои позиции на рынке предоставления услуг широкополосного доступа в Интернет. По его данным, сейчас абонентская база физических лиц, пользователей таких услуг, в Петербурге составляет 550 тыс., из них 170 тыс. обслуживает СЗТ, около 80 тыс. — его ближайший конкурент ТКТ.
Андрей Жуков