У «Почты России» появилось мобильное приложение, с помощью которого можно читать периодические издания в электронном виде. Для чтения выбранных журналов или газет необходимо оформить подписку на сайте «Почты России», после чего авторизоваться в приложении.
Пока что из более чем 6 тыс. изданий, на которые возможно подписаться в бумажном виде, в электронных версиях доступны только 110. Среди них – журналы «Дилетант», «Собеседник», «Эксперт», «Наука и жизнь», «Смена», «Нева», «Москва», газеты «КоммерсантЪ», «Российская газета», а также множество журналов для детей, сканвордов, и профессиональных изданий.
В следующем году планируется расширять функционал приложения, а также пополнять его другими изданиями из подписного перечня. Пока использование приложения пользователями должно показать актуальность данной услуги, а также продемонстрировать пользовательское поведение – для расширения списка изданий надо понять, какие направления пользуются большим спросом у читателей, и как часто они могут быть востребованы.
В пилотном режиме работы проекта электронные версии журналов «Почта России» получает через ООО «Агентство "Книга-Сервис"», не заключая прямых договоров с издателями, являющимися клиентами подписного агентства. Не стоит сравнивать пилотную версию сервиса с полноценной услугой подписки на периодику, поскольку количество оцифрованных изданий пока невелико.
Помимо нового сервиса от «Почты России» уже есть множество ресурсов, предлагающих читателям аналогичные услуги. Например, «Пресса.ру», Public.ru (электронная библиотека периодики от РБК). В качестве дополнительных опций предлагают подписки на электронную прессу и мобильные операторы: МТС, МегаФон, билайн («ВымпелКом»), Tele2 и Yota, большинство из которых заключили партнерство с ООО «Мобильная периодика» (сервис Kiozk). На ресурсе ЛитРес также можно читать периодические издания в PDF-формате, их можно выкупать поштучно либо читать в рамках абонемента на книги.
Ранее российские газеты размещались на международной платформе PressReader, однако с 1 июля 2022 года обновления прекращены из-за того, что компания «Р Стори», поставлявшая электронные копии в PressReader, находится в стали ликвидации организации. Издательский дом «КоммерсантЪ» надеется в ближайшее время возобновить сотрудничество с PressReader, но уже с другим посредником.
Спрос на цифровые издания в России есть, по информации ИД «КоммерсантЪ» на долю доходов от электронной подписки приходится около 20%, и эта часть постепенно увеличивается. В то же время печатные версии становятся менее маржинальными по причине роста себестоимости, а подписка на них находится в стадии стагнации.
Наиболее актуальной электронная подписка станет для общественно-политических изданий, а также для тех, кто выпускается ежедневно, считают эксперты. По результатам тестирования продажи еженедельных журналов в PDF–формате, спрос остается не очень высоким.
Не ожидают много от возможностей электронной подписки и детские издания, так как дети всё же чаще читают их в классическом, бумажном формате. Более того, по детскому направлению отмечается даже увеличение интереса к традиционной подписке.