Опыт приобретения товаров в интернет-магазинах имеют 60% респондентов, показало исследование НАФИ, проведенное в 42 регионах. Среди жителей Москвы и Петербурга эта доля выше и составляет 75%.
Больше половины онлайн-покупателей (58%) беспокоятся о возможной краже их персональных данных. Причем 40% заявили, что испытывают тревогу за сохранность этой информации, но всё равно предоставляют ее продавцам. А 18% оказались последовательными и сообщили, что не вводят свои данные в интернете.
Треть участников опроса не испытывает тревоги при покупках: 17% доверяют торговым площадкам, которыми пользуются, а 14% равнодушны к тому, что их данные могут быть использованы не по назначению.
Легче всего российским интернет-пользователям указать при регистрации на сайте информацию о своем поле (на это готовы пойти 66% опрошенных), возрасте (64%), а также фамилию, имя, отчество (62%) и дату рождения (55%).
Меньше половины опрошенных предоставили бы номер телефона (45%), указали семейное положение (44%), национальность (43%), хобби и любимую музыку или кино (по 42%), место рождения (40%).
Свои фото и информацию о вероисповедании готова предоставить треть опрошенных (34%) опрошенных, назвать свои политические взгляды — 31%, место работы — 30%.
Информацией, которой россияне меньше всего хотят делиться, оказались планы поездок (21%), имена родных (16%) и банковские реквизиты (8%).
Персональные данные хуже защищены в интернет-магазинах, чем в банках и государственных интернет-сервисах, считают пользователи. Только четверть респондентов (25%) рассчитывает, что российские интернет-площадки в состоянии обеспечить безопасность, примерно столько же (22%) доверяет зарубежным онлайн-магазинам.
По мнению директора Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергея Плуготаренко, среднестатистический интернет-пользователь в нашей стране довольно легкомыслен и пока не обладает достаточной цифровой грамотностью. Поэтому и склонен оставлять свои данные даже при низком уровне доверия к онлайн-магазинам.
— При совершении покупок человек ищет самое выгодное предложение. А наиболее дешевые варианты пользователь обычно находит на небольших торговых площадках, чей бренд может быть не известен покупателю, — пояснил эксперт «Известиям». — И в этот момент ему приходится делать выбор: поскорее купить, согласившись со всеми условиями площадки и предоставив любые запрашиваемое данные, или все-таки изучить ее, прочитать отзывы о ее работе.
Исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов отметил, что в Сети невозможно купить товар, вообще не указывая свои данные.
— Каждый хочет, чтобы ему привезли покупку домой, — отметил он. — Но магазин не сможет ее доставить, если не указан адрес. И курьер не узнает, кому отдать товар, пока вы это не напишете. Например, доставка мебели происходит по такой схеме: если вы не тот, кто ее заказывал, оплачивал и чье имя указано в договоре, у вас попросят доверенность.
По мнению эксперта, когда речь идет о покупке на серьезную сумму, пользователь сам должен быть заинтересован в том, чтобы в договоре были указаны его персональные данные — как своего рода страховка при возможных недоразумениях и конфликтных ситуациях.
Ранее «Известия»сообщали, что Роспотребнадзор собирается штрафовать компании, безосновательно требующие у покупателей персональные данные. Соответствующий законопроект должен быть подготовлен к 1 декабря.
Роман Крецул, Валерия Нодельман