В настоящее время желающий пользоваться порталом гражданин должен иметь квалифицированную или простую электронную подпись. В первом случае ему необходимо получить универсальную электронную карту (УЭК) и специальный кардридер, либо приобрести E-Token (USB-ключ). Простую подпись – логин/пароль – заполнивший анкету пользователь может использовать после подтверждения личности, для чего необходимо обратиться в один из центров продаж и обслуживания клиентов ОАО «Ростелеком» или дождаться заказного письма по почте. Обязательным условием получения доступа является наличие индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) и свидетельства о присвоении ИНН.
Недовольство такой системой авторизации еще в конце июля прошлого года высказал глава правительства России Дмитрий Медведев. «Я сейчас открыл наш сайт госуслуг – регистрация слишком сложная. Обычный человек вообще фиг разберется, извините за выражение. Нужно это упростить, иначе это не превратится в нормальный сервис», – заявил премьер-министр на заседании президиума совета по модернизации.
Для упрощения процедуры регистрации было предложено делегировать право удостоверять личность пользователей сотрудникам ФГУП «Почта России» и Многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Ведь сеть почтовых отделений и МФЦ значительно больше, чем офисов ОАО «Ростелеком». Кроме того, доступ к ряду не требующих подтверждения личности услуг (в том числе по оплате штрафов ГИБДД и ЖКХ, запись на прием к врачу, получения сведений о налоговой задолженности и другим) решено было предоставлять путем подтверждения регистрации через получение SMS-сообщения.
Однако все эти механизмы до сих пор не реализованы, а ответственное за их внедрение Минкомсвязи смогло пока лишь презентовать концепцию реформы. «На сегодняшний день показатель качества оказания электронных услуг является для Минкомсвязи России одним из ключевых. Мы разработали систему единой идентификации и упрощенной регистрации, которую запустим в конце второго квартала. Регистрация на Едином портале госуслуг будет осуществляться с помощью мобильного телефона или электронной почты. После этого пользователь получит доступ к некоторым самым востребованным услугам», – заявил на форуме заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Козырев.
Запустить новую систему регистрации Алексей Козырев обещает в конце второго квартала. Кроме того, в этом году чиновники планируют упростить получение российского и заграничного паспортов, добавив на портал возможность оплатить госпошлину. В пилотном режиме такой проект уже реализован в Санкт-Петербурге – по данным Минкомсвязи, из почти 9 тысяч запросов на оформление заграничных паспортов нового поколения пошлина онлайн была оплачена по 1307 заявлениям. Хотя по данным самого управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в 2013 году им было выдано более полумиллиона загранпаспартов нового поколения.