Экспресс-перевозчик ФГУП "Почта России" EMS Russian Post вчера объявил о запуске GPS- и GSM-мониторинга почтовых отправлений, говорится в сообщении компании. Датчики будут закреплять непосредственно на посылках для анализа всего пути следования экспресс-почты. "После выявления мест с нарушениями сроков перевозки будут приняты меры по устранению причин задержек, пересмотрена логистика",— сообщается в пресс-релизе ФГУПа. Пока мониторинг ведется в тестовом режиме в Иркутской области, Республике Саха, в Приморье и Южно-Сахалинске. Через месяц, по окончании опытной эксплуатации, "Почта России" выберет, какую технологию применять — GPS или GSM,— и подпишет контракт с выбранным подрядчиком, сообщили в пресс-службе ФГУПа. Инвестиции в проект "Почта России" не раскрывает.
Стоимость одного компактного GPS/GSM-трекера составляет около 3 тыс. руб., сказал "Ъ" гендиректор холдинга "СпейсТим" Алексей Смятских. По его словам, GPS-трекеры определяют местоположение с точностью до нескольких метров, тогда как GSM-мониторинг будет менее надежным: "Разброс может составить до нескольких сотен метров". Если для "Почты России" не критична точность местоположения посылки до нескольких метров, то за счет отказа от навигационного приемника можно понизить стоимость трекера, а в конечном счете и общие инвестиции в проект, рассуждает Алексей Смятских.
В 2013 году EMS Russian Post обработала более 7 млн срочных отправлений. Доходы "Почты России" от посылок и экспресс-доставки в прошлом году выросли на 10%, до 17 млрд руб.
GPS- и GSM-трекинг будут не единственными технологиями, с помощью которых "Почта России" будет отслеживать маршрут посылок. Предприятие будет применять логистические системы учета на основе RFID-меток, сообщила вчера пресс-служба госкорпорации "Роснано". Партнерство между "Роснано" и "Почтой России" будет закреплено в соглашении, которое будет подписано в рамках Петербургского экономического форума. Источник "Ъ", знакомый с деталями соглашения, сообщил, что "Почта России" заключит контракт с принадлежащей "Роснано" компанией "РСТ-Инвест", которая выступит поставщиком RFID-меток. На данный момент этот контракт находится на рассмотрении в Минкомсвязи, сказал собеседник "Ъ".
Не доставленные в срок или потерянные посылки являются одной из причин недовольства услугами "Почты России". На эти проблемы ранее указывало и руководство Минкомсвязи. Кроме того, "Почту России" подводили подрядчики по доставке. Так, в июле 2012 года ФГУП обращался в МВД с жалобой на транспортные компании, которые отправляли посылки на Дальний Восток не воздушным путем, а наземным транспортом, выставляя при этом авиационные тарифы (см. "Ъ" от 25 июля 2012 года).
По мнению президента Национальной ассоциации дистанционной торговли Александра Иванова, логистические проблемы "Почты России" среди населения значительно преувеличены из-за плохой репутации компании. "Потерянных посылок среди всех отправлений "Почты" менее 1%",— подчеркнул он. По его мнению, внедрение GPS-трекеров и RFID-меток — это "хороший ход с точки зрения маркетинга". "Компания может повысить доверие со стороны клиентов, из-за чего возрастет и количество почтовых отправлений",— предполагает господин Иванов.
Мария Коломыченко