Сотрудникам различных компаний по всей России в скором времени может не потребоваться ручка для подписания каких-либо документов, относящихся непосредственно к их трудовой деятельности. Планируется, что чернильную подпись можно будет заменить цифровой. Министерство экономического развития подготовило проект федерального закона, вносящий поправки в действующий Трудовой кодекс. Само предложение ведомства обусловлено появлением дорожной карты «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса», которая была утверждена еще летом 2013 года. По предварительным оценкам ведомства, расписываться в цифровом формате сотрудники смогут с января 2018 года.
Нужно отметить, что в настоящее время трудовое законодательство предписывает ознакомление с рядом документов работодателя под собственноручную подпись работника как при приеме на работу, так и в дальнейшем при исполнении служебных обязанностей. В соответствии с ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса работодатель обязан знакомить работников под подпись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
Как считают в самом Минэкономразвития, на сегодняшний день в компаниях с высокой ротацией кадров рутинная работа, связанная с получением личных подписей работников, может повлечь нарушение сроков, установленных законодательством, что приводит к практике ознакомления с документами задним числом.
— Минэкономразвития данным законопроектом предлагает альтернативу для более удобного согласования и подписания документов без нарушения законодательных сроков. Однако ведомство в дальнейшем разработает список документов, которые всё же необходимо будет подписывать вручную, — пояснила «Известиям» помощник министра и пресс-секретарь Минэкономразвития Елена Лашкина.
Также было отмечено, что поправки помогут сэкономить время руководству и кадровым службам компаний. По мнению ведомства, с введением электронной подписи компании смогут одновременно ознакомить всех работников с принятым актом, не тратя время на личную встречу или пересылку документов. Это также позволит работнику в удобное время ознакомиться с большим объемом бумаг. Кроме того, сотрудники, получившие электронную подпись для визирования кадровых документов, смогут использовать ее в различных государственных и частных учреждениях, в которых предусмотрено использование электронной подписи.
Чиновники, правда, отмечают, что перевести сотрудника на цифровой формат не так-то просто и потребуется использование всё тех же ручки и бумаги. Во-первых, работодателем должен быть принят локальный нормативный акт, устанавливающий порядок использования электронной подписи и случаи признания электронных документов, подписанных таким образом, равнозначными документам на бумажных носителях. Во-вторых, сотрудник должен будет под личную роспись подтвердить, что ознакомлен с данным локальным нормативным актом. И в-третьих, работодатель должен принять организационно-технические меры для использования электронной подписи, в том числе: установить порядок проверки электронной подписи, разобраться с системой хранения электронных документов и обеспечить целостность и неизменность документа с цифровой подписью.
Сейчас законом предусмотрены два типа электронных подписей: простая и усиленная. Простая электронная подпись представляет собой обычную комбинацию логина и пароля пользователя, которая подтверждает, что пользователь получил, отправил и утвердил документ. В отличие от простой усиленная подпись не только идентифицирует отправителя, но и подтверждает, что с момента подписания документ не менялся. Причем в данном случае носителем самой подписи может выступать внешний носитель (специальная ключ-карта, флэш-карта и т.д.).
Каким образом и как будет реализована идея цифровых подписей, можно будет говорить после того, как Минэкономразвития определит, какие документы сотрудники будут подписывать в электронном формате, а какие останутся в привычном «чернильно-бумажном».
Павел Панов