Председатель КГИОП Сергей Макаров отметил, что к работам приступали с пониманием того, что в процессе демонтажа и натурного обследования реставраторов могут ожидать любые сюрпризы. «Глаза боятся, а руки делают, - заявил Сергей Макаров. - Мы проводим эти работы максимально открыто. Крылатым львам пора было отправиться не просто на профилактику здоровья, а на полноценное лечение».
Финансирование комплексной реставрации скульптур грифонов осуществляет Северо-Западный банк Сбербанка. «Без своих стражей набережная сегодня выглядит неуютно, но горожанам и гостям города осталось подождать еще немного. Мы удовлетворены темпом реставрационных работ и понимаем, что самый банковский символ вернется на свое место без задержек и в запланированные сроки», - заявил председатель Северо-Западного банка Сбербанка Виктор Вентимилла Алонсо.
Работы проводятся ООО «РМ «НАСЛЕДИЕ» в соответствии с согласованным КГИОП проектом и разрешением.
После демонтажа грифонов и снятия плинтов с постамента в нем обнаружилось множество камней, монеты и записки, которые будут переданы пользователю памятника - Государственному музею городской скульптуры. Записки с личными данными будут сохранены в тайне. А наиболее интересные и по которым невозможно идентифицировать автора, будут музеефицированы и представлены на всеобщее обозрение.
Еще в ходе предварительного обследования грифонов определено, что скульптуры состоят из пяти частей - двух половин и трех «вкладышей» (на передних лапах и груди), плинт – из двух. Пьедестал - монолитный.
Были обнаружены головки и встречные гайки на стальных стержнях, которые стягивают половины и проходят сквозь фигуры. Шляпки и гайки расчеканены, что создало дополнительную сложность: для разборки резьбового соединения поперечного стержня потребовалось изготовление вручную специальных ключей.
Скульптуры находятся в неудовлетворительном состоянии. Внутри грифонов находятся несущие конструкции моста, которые удерживают ванты и уходят в землю. Движение и проседание грунта вызывает подвижки частей скульптур. В итоге из-за вертикальных и горизонтальных нагрузок значительно увеличены зазоры между швами.
При условии зимнего цикла "замораживания и оттаивания", при попадании влаги внутрь конструкции, происходил постепенный разрыв и увеличение расхождений и трещин. Скульптуры сильно загрязнены, на постаментах – надписи аэрографом, пятна краски, биозагрязнения.
В ходе архивных изысканий уточнено, что у грифонов были позолочены все медные части (крылья и детали фонарей), а также небольшие нижние части крыльев и гребни на спинах. Об этом упоминается в важнейшем для данной реставрации документе 1831 года – «Описи моста о 4-х грифах…»: «...с медными крыльями и вызолоченными на масле гребнями <...> железных дуг с медными вызолоченными червонным золотом оболочками <...> медных коронок, вызолоченных спереди через огонь, а сзади на масле <...> пьедесталы выкрашены свинцовой краской и сверх того еще наведены лаком». На основании этих данных проектом предусмотрено золочение дополнительных деталей скульптур. В настоящее время утрачено около 20% позолоты.
На основании архивной иконографии и спектрального анализа образцов лакокрасочных покрытий принято решение о возвращении к исторической окраске скульптур в цвет под равномерно патинированную бронзу и плинтов в цвет более светлого тона, чем скульптуры.
Методом капиллярного контроля получены полные данные обо всех видах дефектов (трещин, отверстий, лощин, каверн) скульптур, составлены картограммы.
После обследования также принято решение о воссоздании фонарей (плафоны с крышками). Существующие фонари изготовлены в 1952 году, и они не соответствуют историческим, выполненным по эскизу фон Треттера. Железные кованые дуги, их медные оболочки и выколотные коронки в виде листа аканта сохранились подлинные, и они будут отреставрированы. Проектом реставрации предусмотрена скрытая электропроводка.
Проведено 3-D сканирование поверхности металла с целью 3-D принта фрагментов воссоздания и создания проекта сборки.
Проведена расчистка поверхности медно-выколотных крыльев от всех видов загрязнений и покрытий. Расчистка проводилась по этапам, с использованием щадящей смывки и при минимальном механическом воздействии деревянными и пластиковыми стеками и синтетическими щетками вручную. Трещины и отверстия запаяны, начата подготовка поверхности крыльев под золочение.
***
Пешеходный Банковский мост - объект культурного наследия федерального значения - напоминает о коротком, но ярком периоде в истории петербургского мостостроения – периоде сооружения цепных мостов. Он построен в 1825 – 1826 гг. по проекту инженера Вильгельма фон Треттера.
Пролетное строение состоит из двух металлических цепей, подвесок и полотна. Для укрепления цепей, несущих мост, служат чугунные консоли, скрытые внутри четырех полых фигур грифонов.
Сидящие фигуры грифонов высотой 2,85 м. отлиты из чугуна по модели скульптора Павла Соколова в 1828 году на Александровском чугунолитейном заводе. Поверхность металла окрашена в оливковый цвет, имитирующий цвет патины. Крылья вычеканены из листовой меди и позолочены. Могучие изваяния с напряженной мускулатурой лап и шеи оттеняют легкость и изящество конструкций пролетной части.
Фонари моста, вырастающие из фигур грифонов, были восстановлены при реставрации 1951-1952 гг. в соответствии с проектом Треттера. Светильники, подвешенные на дугообразных кронштейнах, оформлены в виде усеченных стеклянных шаров с орнаментированной крышкой из бронзового сплава.
В наши дни изваяния этих мифических зверей губит суеверие. На протяжении десятилетий желающие получить покровительство стражей сокровищ в учебе и бизнесе, трут позолоченные крылья грифонов и умудряются запихивать в их пасти и швы монеты и записки.
Между тем, Немезида, крылатая богиня возмездия, в колесницу которой запряжены грифоны, карает за нарушение общественных и моральных норм.
Как следует из мифологии, грифоны - очень противоречивые существа, они могут выступать и как защитники, и как злобные звери. Главная их задача – оберегать сокровища, недаром они были установлены у здания Ассигнационного банка (ныне - Санкт-Петербургского государственного экономического университета).