"Почта России" готова рассмотреть возможность создания собственного агентства по подписке на периодические печатные издания, объявил вчера глава ФГУП Дмитрий Страшнов на экспертном совете по развитию почтовой отрасли при Минкомсвязи. "Я считаю, что "Почта", имея такую мощную инфраструктуру, готовую разносить каждое издание в почтовый ящик, в принципе способна создать собственное подписное агентство",— цитирует господина Страшнова "Прайм".
Сейчас, по словам Дмитрия Страшнова, "Почта России" работает на рынке подписки через посредников, и оценка потери доходов от этого пока не проводилась. Как следует, например, из отчетов ОАО "Агентство "Роспечать"" (входит в группу "Базовый элемент" Олега Дерипаски), крупнейшего подписного агентства, "Почта России" на этом рынке действует фактически в качестве подрядчика по распространению, заключая субагентские договоры с подписными агентствами и работая непосредственно с подписчиками. Сами же агентства действуют на основании соглашений с издателями, а от субагентов лишь получают собранные заказы и деньги. В роли такого субагента может выступать не только "Почта России", но и альтернативные распространители, например фирмы курьерской доставки или предприятия самой "Роспечати".
По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, объем выручки от подписки на печатную прессу в России в 2012 году достиг 21,2 млрд руб. Всего через этот канал распространяется около 35% всех тиражей, причем эта доля ежегодно растет — в первую очередь из-за снижения розничных продаж. Агентство "Роспечать", по собственным данным, контролирует около 35% рынка подписки в стоимостном выражении. Согласно отчетности по МСФО, выручка агентства за 2012 год составила 9,29 млрд руб., чистая прибыль — 76,6 млн руб.
Для "Почты России" подписка — убыточное направление. С 2008 года ФГУП получает компенсацию части этих затрат из федерального бюджета — например, 3,2 млрд руб. в 2013 году. Но уже в проекте бюджета на 2014 год такие субсидии отсутствуют. В ноябре участники рынка прессы, в том числе Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП), направили премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо с предложением сохранить субсидии, чтобы избежать негативного эффекта для всего медиарынка.
Рынок подписных агентств уже достаточно высококонкурентен, на нем действуют девять федеральных игроков, а попытка создать монопольного игрока стала бы для него только ударом, считает председатель правления АРПП Александр Оськин. По его оценке, создание подписного агентства в рамках "Почты России", не обладающей соответствующими технологиями и штатом, потребовало бы значительных инвестиций — около 3-4 млрд руб.
Павел Белавин