В своей оценке об удвоении объемов трансграничной торговли в России до 100-120 млрд руб. ассоциация опиралась на исследование Высшей школы экономики (ВШЭ). Оно, в свою очередь, основано на опросе покупателей, интервью с экспертами отрасли, данных почтовых операторов, а также на мониторинге цен по определенным категориям товаров (электроника и одежда) на "Яндекс.Маркете" и в 52 зарубежных и отечественных онлайн-магазинах.
Иностранные интернет магазины выигрывают у российских конкурентов наличием эксклюзивных товаров, широтой ассортимента и привлекательными ценовыми предложениями, но уступают в оперативности доставки, гарантии сохранности товара при пересылке и возможностях обмена или возврата, говорится в исследовании. При этом покупатели электроники обращают внимание на то, что российские магазины обеспечивают постпродажное обслуживание. Возможность купить товар, не представленный в России, является основным мотивом обращения к зарубежным онлайн-продавцам, разница в цене — вторая по значимости причина, констатируют эксперты ВШЭ.
Одной из основных проблем, препятствующей развитию местного рынка и подталкивающей россиян делать заказы в иностранных интернет-магазинах, эксперты ВШЭ считают действующий в стране самый высокий в мире порог беспошлинного ввоза для физлиц — €1 тыс. Для сравнения: в странах Евросоюза этот показатель составляет €22, в Японии — €76, а в Индии, Бразилии, ОАЭ и Китае порог и вовсе нулевой. Таким образом, налицо неравные условия для конкуренции между зарубежными и российскими ритейлерами. На эту проблему в октябре обращала внимание и Федеральная таможенная служба, предложившая ввести налог на посылки из-за рубежа стоимостью до €1 тыс.— от 1% до 10% в зависимости от цены приобретенного товара.
"Наш покупатель крайне чувствителен к цене товара, при этом в цены российских магазинов уже заложены таможенные пошлины. А конкурентам из-за рубежа позволено ввозить точно такой же товар, минуя эти сборы",— сетует гендиректор "Сотмаркета" Всеволод Страх. По его мнению, бездумная политика в этой сфере приведет к тому, что Россия пойдет по пути Австралии, где была практически уничтожена внутренняя интернет-торговля — ее вытеснили мультинациональные игроки.
"Почта России" наблюдает ежегодный рост объемов международных почтовых отправлений на 40-80% по отдельным категориям отправлений: сейчас ежесуточно прибывает 130-150 тонн, это на 30% больше, чем в пиковые периоды прошлого года, констатируют в пресс-службе ФГУПа. Но вся почта обрабатывается в установленные сроки без накопления остатков, заверяют "Ъ" в "Почте России", которая последние полгода основные усилия направляла на оптимизацию почтовой логистики. В апреле этого года в аэропортах московского авиаузла застряло 500 тонн международных посылок и пакетов, что стоило должности гендиректору "Почты России" Александру Киселеву (его сменил Дмитрий Страшнов).
Были расширены производственные мощности региональных мест международного почтового обмена (ММПО), открыты новые центры обработки международной почты в Москве на Казанском вокзале, в Екатеринбурге и Новосибирске, утверждают в "Почте России", добавляя, что в целом площади всех ММПО увеличились в три раза. Вдобавок "Почта России" договорилась с иностранными почтовыми операторами о сортировке международной почты по регионам доставки еще в стране-отправителе (предварительную сортировку теперь делает Китай — крупнейший импортер), что позволяет сократить сроки доставки международной почты. Например, после открытия ММПО в Екатеринбурге посылки из Китая жителям Свердловской области доставляются за пять дней, включая все таможенное оформление.
Роман Рожков, Владислав Новый