Вклад цифровой экономики и связанных рынков в ВВП страны в 2018 г. вырастет на 11% по сравнению с 2017 г. и составит 5,1% от ВВП России. Такие результаты озвучили специалисты РАЭК на Неделе Российского интернета - Russian Internet Week 2018. По прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в целом российская экономика вырастет в 2018 г. на 1,6% по сравнению с прошлым годом. В 2017 г. ВВП России составил $1,578 трлн.
Под экосистемой цифровой экономики России эксперты РАЭК подразумевают все те сегменты рынка, где добавленная стоимость создается с помощью цифровых (информационных) технологий. Они рассматривают экосистему через семь хабов и исследуют их по 10 срезам. Подробно хабы эксперты не назвали, сообщив о том, что презентуют полную версию исследования в декабре. Однако в 2017 г. специалисты РАЭК делили экосистему на семь хабов - государство и общество, маркетинг и рекламу, финансы и торговлю, инфраструктуру и связь, медиа и развлечения, кибербезопасность и образование и кадры. Каждый из хабов в прошлом году исследовали по следующим 10 срезам: разработка и дизайн, аналитика и данные, AI и Big Data, hardware, бизнес-модели, интернет вещей, mobile, платформы, регулирование и стартапы и инвестиции.
В этом году, как и в прошлом, в деньгах специалисты РАЭК измерили четыре хаба - инфраструктуру и связь, электронную коммерцию, маркетинг и рекламу и цифровой контент. Они представили экосистему цифровой экономики в виде "пирога", где почти почти половина приходится на электронную коммерцию (2 трлн руб.), еще один большой кусок занимает инфраструктура и связь (1,8 трлн руб.), на маркетинг и рекламу приходится 250 млрд руб., а цифровой контент составляет 75 млрд руб.
Сравнивая прогнозируемый вклад цифровой экономики в 2018 г. (5,1%) с другими отраслями российской экономики, директор РАЭК Сергей Плуготаренко сообщил о том, что ее вклад будет выше ожидаемого вклада сельского хозяйства (4,4%).
Для сравнения, в 2017 г. РАЭК оценивала вклад цифровой экономики в экономику России в 2,42% ВВП. По данным экспертов, в 2017 г. электронная коммерция также лидировала среди четырех отраслей и составляла 1,7 трлн руб. (рост год к году на 26%). Однако второе место занимал хаб маркетинга и рекламы - 224 млрд руб. (рост год к году на 17%), на третьем месте была инфраструктура и ПО - 90,5 млрд руб. (рост год к году на 17%), а на четвертом - цифровой контент с 70 млрд руб. (рост год к году на 11%).
Директор по интернет-исследованиям Mediascope Инесса Ишунькина в продолжение темы отметила, что в Рунете на текущий момент 90 млн пользователей. Сам портрет аудитории Рунета молодеет: сегодня 97% молодежи являются активными интернет-пользователями. Причем 61% от всех пользователей используют для выхода в Сеть мобильные устройства.
Такие результаты подтверждаются выводами экспертов РАЭК и ВШЭ, согласно которым мобильная экономика продолжает оказывать существенный вклад в развитие экономики Рунета. Например, сектор мобильных приложений вырос на 24% за год, в нем работает 217 тыс. человек. Мобильные технологии в своей деятельности используют 97% компаний.
Руководитель кластера РАЭК/Sharing Economy, директор ТИАР-Центра (аналитический центр и консалтинговая компания, специализирующаяся на продвижении принципов экономики замкнутого цикла) Антон Губницын в своем выступлении уделил внимание экономике совместного потребления (sharing economy, шеринг). По данным проведенного РАЭК и ТИАР-Центром исследования, sharing economy в России в 2018 г. вырастет почти на 30% по сравнению с прошлым годом и достигнет 511 млрд руб.
К экономике совместного потребления Антон Губницын отнес такие отрасли, как каршеринг, карпулинг, краткосрочная аренда недвижимости, офисшеринг, краудфандинг, продажи вещей С2С, аренда вещей и биржи фрилансеров.
Согласно ожиданиям авторов исследования, основной вклад в этот объем в 2018 г. внесут C2C-продажи (72% шеринг-рынка), онлайн-биржи фрилансеров (19%), сервисы совместных поездок (карпулинг) и каршеринг (совокупно 5%), а также краткосрочная аренда жилья (2%).
"Развитие шеринга в России концентрируется прежде всего в Москве и крупнейших городах-миллионниках. Мегаполисы позволяют генерировать необходимый уровень спроса и предложения со стороны физических лиц - во многих шеринг-сервисах и спрос, и предложение на товары и услуги создают сами пользователи, - поясняет Антон Губницын. - Драйвером развития шеринга является нарастающая потребность жителей меньше тратить и больше зарабатывать, а также быть максимально мобильными. Типичный портрет участника большинства отраслей экономики совместного потребления в России - это житель крупного города 25-39 лет, со средним доходом; мужчин и женщин среди пользователей шеринг-платформ примерно поровну". Кроме того, по словам главы ТИАР-Центра, шеринг способствует развитию самозанятости: на текущий момент около 2,5 млн человек подрабатывают как фрилансеры, получая заказы через онлайн-платформы.
Анна Устинова