Заказчиком тендера выступил ФГУП «Главный радиочастотный центр» (ГРЧЦ) – структура, подведомственная Роскомнадзору. Победителю тендера предложено разработать основы для создания в будущем комплексной платформы для операторов мобильной связи. После внедрения такой системы, считают в Роскомнадзоре, фрод с подменой номеров со стороны мошенников станет невозможным технически, и это обеспечит безопасность для клиентов.
По данным МВД, за 11 месяцев 2021 года злоумышленники украли с помощью фрода около 45 млрд руб. Со слов Александра Хинштейна, главы комитета Госдумы по информполитике, связи и ИТ, за первую половину 2021 года были инициированы расследования в общей сложности по 126,7 тыс. мошеннических звонков.
Сообщается, что злоумышленники применяли методы социальной инженерии. Они представлялись сотрудниками банков и правоохранительных органов, уговаривали граждан перевести деньги по вымышленными предлогами на якобы защищенные счета.
В Роскомнадзоре посчитали, что на создание методики противодействия достаточно выделить 8,2 млн руб. – именно в такую сумму был оценен тендер. Он разыгрывался в закрытом режиме, техническая документация и данные об участниках не публиковались. Победу одержала компания, которая была названа 29 декабря 2021 года. По условиям тендера, ее название не было разглашено.
Как заявил представитель ГРЧЦ, заказчик рассчитывает получить набор принципов, которыми в будущем будут руководствоваться операторы связи для взаимодействия между собой с целью предотвращения мошеннических действий. Ожидается создание методики, которая поможет операторам обмениваться информацией о вызывающем абоненте, и если данные будут расходиться с реальным адресом, звонок будет прерываться. Принудительное прерывание связи будет обосновано в рамках соответствия договору об оказании услуг связи.
В декабре 2021 года Президентом РФ уже подписан закон о наложении административных штрафов на операторов связи в размере до 1 млн руб. за невыполнение обязанности по блокировке подменных номеров. В августе 2021 года «Общероссийский народный фронт» (ОНФ) даже предложил Минцифры инициировать закон о введении уголовной ответственности за «организацию сервиса по подмене телефонных номеров и сам процесс подмены». Эту инициативу поддержал ЦБ РФ, хотя развитие проекта пока дальше не пошло.
В то же время мобильные операторы занимают более осторожную позицию. С их слов, подобные антифрод-решения уже существуют, и они давно применяются мобильными операторами для блокировки подозрительных звонков. Операторы применяют собственные методики защиты, которые связаны с поддержкой «белых» и «черных» списков телефонных номеров, сбора информации о текущем фроде, другими методами контроля.
По данным МТС, например, их антифрод-система ежедневно блокирует 60 тыс. звонков с подменных номеров. В основном это касается ситуаций, когда совершаются звонки неизвестными лицами, которые представляются якобы сотрудниками банков или операторов. Признаки фрода выявляются, когда эти люди пытаются упросить абонентов ввести подтверждающую операцию в адрес реального банка или оператора.
По статистике «МегаФона», под блокировку из-за подмены номера попадает ежедневно до 500 тыс. звонков. Аналогичное решение применяется и в Tele2. В «Вымпелкоме» подобная система находится на тестировании.
В то же время, отмечают операторы, все еще остаются ниши, где эффективно бороться с подобным фродом пока не удается. Прежде всего это касается звонков от абонентов небольших операторов связи, где технология спуфинга намеренно не запрещена или даже предоставляются подобные услуги. В этом случае оператор является легальным, поэтому заблокировать звонки с его номеров силами антифрод-системы принимающего оператора сложно.
Вторая проблема связана с участием иностранных операторов. Хотя РФ входит в международную телекоммуникационную инфраструктуру, операторы других стран не обязаны соблюдать правила российского регулятора. Блокировать звонки с таких номеров так же сложно.