Все привыкли к тому, что ИТ-подразделение по умолчанию считается расходным подразделением, и это несмотря на то, что «на себя» оно тратит не более 5 % всего ИТ-бюджета. Остальное уходит на развитие и обслуживание инфраструктуры, приобретение вычислительной техники и оргтехники, серверного и сетевого оборудования, программного обеспечения и пользовательских лицензий. В этом списке все то, что требуется бизнесу для обеспечения функционирования бизнес-процессов и взаимодействия функциональных единиц, его можно продолжать до бесконечности. И тем не менее ИТ-подразделение считается расходным, и хорошо если так, ибо при разговоре с управленцами некоторых компаний можно услышать, что ИТ вообще «убыточные» подразделения.
Стоит сделать маленькую ремарку. В данном случае мы не говорим о компаниях, деятельность которых напрямую связана с ИТ – они тратят на это значительную часть своего бюджета, и в них ИТ выполняет не только «поддерживающую» функцию. Например, банковские или страховые структуры, в которых доля расходов на информационные технологии может достигать 35 % от общего бюджета компании.
А еще говорят, что ИТ бездельники и непонятно чем занимаются. А еще - во времена кризиса ИТ сокращают в первую очередь. А еще - к ИТ бухгалтерия открывает дверь ногой и их, ИТ, считают придатком финансистов. А еще, когда речь заходит о сокращении затрат, ИТ урезают бюджет в первую очередь. А еще, еще ... ну в общем они...
И так во многих компаниях. Есть ли выход из сложившейся ситуации? Хотя это не ситуация, а скорее стереотип, которому, как моде, следуют большинство компаний…
Начальник управления информационных технологий и телекоммуникаций ОАО «Светлана», член Правления Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров SPb CIO Club Сергей Горшенин
Рецепты оздоровления и правда есть. Можно проводить агитационную работу, что позволит в течение нескольких лет изменить отношение к ИТ в компании. А можно поступить и более кардинально - стать «зарабатывающим подразделением». В этом случае есть два варианта - оказывать услуги на сторону или ввести хозрасчетную систему внутри компании. Реальные примеры тоже есть. Например, в рамках ОАО «Светлана» управление информационных технологий и телекоммуникаций начало зарабатывать деньги, оказывая услуги на сторону, что поставило нас в один ряд с доходными подразделениями и прибавило авторитета. Или же опыт компании «Объединенные элементы», в которой работает наш коллега Владимир Богданов. Спустя год после введения хозрасчетной системы коэффициент выработки на одного сотрудника вырос с 1.2 до 2.1. Согласитесь, впечатляет, особенно учитывая тот факт, что это максимальный показатель выработки за всю историю компании.
Если вас интересует, как строятся компании новой формации и должен ли ИТ-директор быть зажат рамками сугубо ИТ-области, то Традиционное заседание SPb CIO Club, которое пройдет 25 июля в здании Торгово-Промышленной палаты Санкт-Петербурга, именно для вас.
Напомню, что в первой части выступит почетный член клуба и генеральный директор ООО «Инфотехника» Дмитрий Трутнев с темой «Методология управления проектами PRINCE2, ее сходства и отличия от Agile и PMBOK и влияние на качество создаваемых информационных систем». Речь пойдет о составляющих качества ИТ-проектов, стандартах управления проектами, о популярном в Европе методе PRINCE2. Затем слово возьмет уже упомянутый мной ИТ-директор компании «Объединенные элементы» Владимир Богданов. В своем докладе он ответит на вопрос «Кто в компании недаром ест свой хлеб, или Внутренний хозрасчет расставит все по местам».
Как всегда, наше Традиционное заседание предоставит широкие возможности для общения, обмена опытом и установления взаимовыгодных отношений. Время проведения - 18.30-22.00. Пожалуйста, подтвердите свое участие на сайте клуба spbcioclub.ru.