Любой отрасли нужна единая система управления данными – сквозная по всем смежникам. Нужна ли такая система для стратегических машиностроительных предприятий? Такой вопрос даже не стоит: без подобной системы эффективной работы быть не может.
Разработка единых стандартов и справочников особенно важна для тех отраслей, где подразумевается очень жесткий набор используемых материалов, жесткие требования к производственным процессам. Поэтому самыми важными задачами верхнего уровня машиностроительной отрасли представляется выстраивание, во-первых, нормативно-справочной информации, общей для всех заводов, во-вторых, создание некого «скелета» программных продуктов, используемых на всех предприятиях.
Пока такая схема не отлажена, каждый завод пытается автоматизироваться индивидуально, с местными особенностями. На каждом предприятии есть отдельные задачи, которые решаются с помощью ИТ, нередко со значительным локальным успехом. Но разработка единых эффективных стандартов на протяжении ряда последних лет так и остается задачей будущего. Такое положение устраивает всех. Как руководителей предприятий – есть чем отчитаться о проделанной работе, так и руководителей управляющих компаний – меньше проблем…
Реализация стандартов подразумевает разработку специализированных решений для тех или иных групп предприятий. По-моему, для ряда отраслей было бы лучше всего инициировать разработку собственного решения для всех своих предприятий. Это касается и машиностроения. Порой панацеей от всех проблем объявляется внедрение SAP. К сожалению, это не лучший вариант, поскольку данная система не соответствует российскому менталитету и приживается на производствах крайне тяжело, к тому же дорого стоит. Казалось бы, SAP может вывести управление нашей промышленностью на один уровень с Германией. К сожалению, это утопия, которая не может стать явью.
Внедрение единых стандартов в России осложняется изменениями, которые произошли в организационных структурах предприятий за последние годы. Во времена СССР на заводах была выстроена четкая единообразная организационная и функциональная структура машиностроительных предприятий. Сейчас на производства приходят менеджеры и директора по кадрам, порой ничего не знающие о реальном производстве. Эти менеджеры предпринимают попытки поменять организационную структуру предприятия без анализа последствий, не обращая внимания на функциональную структуру, на технологические связи и процессы, которые при таких организационных изменениях нарушаются. Как следствие, полноценная информационная система на заводах, где поработали новые менеджеры, просто не может работать, но лоскутная и не интегрированная – продолжает жить.
Сделать предприятия эффективными и конкурентно способными в условиях ВТО с помощью локальных, самописных ИС невозможно. Пока каждый завод информационно не впишется в общую схему, большого эффекта от внедренных ИC не будет. Только общие технологии и стандарты позволят всем предприятиям-смежникам продуктивно работать в объединенном информационном пространстве. Разрабатывать же эти стандарты необходимо централизованно на уровне управляющих компаний. Естественно, учитывая интересы и мнение предприятий, входящих в холдинги.
Некоторые функции информационного обеспечения вообще целесообразно вывести на уровень управляющих компаний. Например, такие, как управление нормативно-справочной информацией, поддержка отраслевых стандартов, ведение аналитики с помощью систем класса BI и некоторые другие.
Таким образом, резюмирую: ситуацию с эффективностью и конкурентоспособностью наших машиностроительных предприятий и холдингов, по моему мнению, изменит только организация единого информационного пространства реального времени на базе единых отраслевых государственных и, конечно, мировых стандартов. Без этого не принесут значительных результатов ни модернизация производства, ни закупка нового, даже суперсовременного технологического оборудования.
Когда у менеджеров управляющих компаний дойдут руки до решения этих задач? Не известно. Тенденции последних лет оптимизма не внушают.