Согласно данным ACM-Consulting, на конец прошлого года количество сотовых абонентов в Петербурге было более чем в два раза больше количества жителей — проникновение услуг составляло 215,6%. Из года в год операторы продавали сотни тысяч SIM-карт в месяц, выплачивая дилерам щедрые вознаграждения. Теперь ситуация изменилась, органический рост рынка завершился и игроки сотового рынка задумались о сокращении своих издержек. В Петербурге начался обратный отсчет — за первый квартал этого года общее число пользователей сократилось на 350 тысяч, а проникновение услуг на 5,5%. Пока единственным в городе оператором большой тройки, который продолжает набирать абонентов, остался "МегаФон". Его отрыв по доле рынка от МТС увеличился до 8%. Отметим, что еще несколько лет назад двух операторов разделяли десятые доли процентов.
В конце прошлого — начале этого года, напоминает старший аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский, операторы большой тройки существенно сократили свои издержки на приобретение новых абонентов. Соответственно, продажи SIM-карт сократились, но отток остался на прежнем уровне. "Мы остановили гонку вооружений ради гонки вооружений. Мы перестали покупать абонентов, а не подключать их — это две большие разницы. Поэтому у нас немного снизилась доля рынка по абонентам в России, зато прибыль и рентабельность нашего бизнеса растет, и во многом благодаря тому, что мы экономим на таких подключениях, которые не приносят нам реальной выручки", — заявил "Ъ" вице-президент по маркетингу группы МТС Василь Лацанич. По его словам, усилия по сокращению расходов на новых абонентов оправдались: по итогам первого квартала маржинальность МТС оказалась выше средней по рынку. "При этом в Петербурге доля рынка по доходам стабильна", — пояснил господин Лацанич. Генеральный директор ОАО "ВымпелКом" Антон Кудряшов ранее заявил "Ъ", что в прошлом году российские операторы продали 110 млн контрактов, из которых в активной базе осталось только 8 млн. В итоге около $1,3 млрд, выплаченных дилерам в качестве вознаграждения, были "выброшены на ветер".
На этом фоне рост доли рынка по абонентам "Мегафона" в Петербурге выглядит несколько двояко. В самой компании успех считают закономерным. "Две причины, по которым наша абонентская база продолжает расти: революционное и самое удобное предложение по роумингу в Европе плюс доступный и качественный мобильный интернет", — говорит директор по связям с общественностью Северо-Западного филиала компании "Мегафон" Александр Цыпкин. Впрочем, в "Рустелекоме" допускают, что "Мегафон" просто пока не чистил свою абонентскую базу, поэтому абоненты считаются без учета оттока. "После того, как "Мегафон" произведет перерасчет, ситуация может измениться, а разрыв с МТС несколько сократится", — говорят в "Рустелекоме".
Борис Горлин