Санкт-Петербург. Комплексный подход к «умному» городу – 2022

10 февраля в лектории петербургского коворкинга «Практик», в рамках конференции «Петербург будущего 2022», прошел круглый стол на тему «Умный город. Комплексный подход». В нем приняли участие представители Комитета по транспорту Санкт-Петербурга, Университета ИТМО, компаний «Горэлектротранс», «ЭР-Телеком Холдинг» и других. Каждый из участников дискуссии поделился практикой применения современных технологий в своей сфере деятельности – для цифровизации городской инфраструктуры.

Медицина

Геннадий Орлов, заместитель генерального директора ФГБУ СЗОНКЦ им. Л.Г. Соколова ФМБА России по цифровому развитию, доцент Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО, рассказал о разработке проекта «Электронное здравоохранение», начавшейся в 2017 году. Это был приоритетный городской проект, предусматривающий создание 45 цифровых сервисов для здравоохранения, из которых непосредственно для пациентов предназначалось 23. За 5 лет проект успешно удалось реализовать, и последствия пандемии только подчеркнули его востребованность. Был упомянут и портал Госуслуг с услугой «Мое здоровье». «Для того, чтобы все сервисы работали идеально, нужно, чтобы не только государственные медицинские организации, но и все частные подключились и активно работали в них», – отметил спикер. И, поскольку с недавнего времени подключение к электронным сервисам (например, ЕГИСЗ) стало необходимым требованием к медицинским организациям всех типов, можно ожидать дальнейшего улучшения их работы.

 

Геннадий Орлов, доцент Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО

 

Геннадий напомнил, что большинство горожан уже привыкло к электронным больничным, а с этого года регулятор полностью исключил необходимость заполнения бумажной формы этого документа. Также уже работают дистанционная выписка лекарственных препаратов и даже дистанционная доставка – всё это реализовывалось в период пандемии. Поэтому в этот период произошёл очень большой скачок в развитии телемедицины. Осуществляется также электронное взаимодействие при медицинской экспертизе, используются чат-боты, QR-коды. Такие методы диагностики, как КТ, МРТ и другие, сейчас могут быть проведены с использованием технологий искусственного интеллекта, который в 94-95% случаев не пропустит патологию. Врачу остается только рассмотреть спорную ситуацию и принять окончательное решение.

Транспорт

Денис Минкин, директор СПБГУП Горэлектротранс, предположил, что у Петербурга есть шансы обогнать Москву по уровню внедрения автоматизированного управления транспортом: «Сегодня транспорт, который мы закупаем – в частности, трамваи и троллейбусы, – оснащен целым рядом систем, являющихся очередным шагом к беспилотникам. Важно, что наша цель – не беспилотый транспорт как таковой, а безопасность и комфорт пассажиров. Например, в современных трамваях, которые мы закупаем с мая этого года, на борту есть элементы активной безопасности: локаторы, камеры, технологии синхронизация изображений и распознавания образов. На основании этого технического зрения происходят подсказки водителю о тех или иных опасностях (пешеходах, кошках на дорогах, сугробах и так далее), о необходимости экстренного торможения».

 

Денис Минкин, директор СПБГУП Горэлектротранс

 

Спикер рассказал, что появляются также системы контроля состояния водителя, (не отвлекается ли он, не засыпает ли), подсказки водителю о тех или иных действиях в зависимости от дорожной обстановки, системы приоритетного проезда. Внедряются технологии, связанные с развитием централизованных систем управления и бортовых систем. Проводятся совместные проекты с различными коммерческими организациями: например, существует проект по созданию «трамвая особенного дизайна в соответствии с городским ландшафтом» с современным интерьером. Вместо одного из стекол в нем установлен полупрозрачный интерактивный экран, который отображает дорожную информацию для водителя и одновременно проводит экскурсию по городу для пассажиров – о достопримечательностях в зависимости от местоположения трамвая, распознанного системой внешнего наблюдения совместно с ГЛОНАСС. Мобильное приложение позволяет вести экскурсию на нескольких языках одновременно.  Город планирует ввести в эксплуатацию несколько таких трамваев – они будут служить и для перевозки жителей города, и для проведения экскурсий.

К сожалению, если с технической точки зрения беспилотный общественный рельсовый транспорт может быть внедрен в городе в районе ближайших пяти лет, то пока не ясно, как будут решаться правовые вопросы – например, вопрос ответственности автопилота при возможном транспортном происшествии.

Телекоммуникации

Алексей Паламарчук, директор по развитию B2G «Эр-Телеком Холдинг», называет информационные технологии одним из инструментов, которые позволяют достигать большей эффективности при формировании комфортной городской среды, – и предлагает относиться к ним, исходя из их ценности. Существует множество разработок в сфере «Умного города», и надо понимать, какие конкретные задачи поможет решить каждый новый продукт. Какие задачи являются наиболее актуальными (транспорт, освещение, экология, вывоз мусора и снега, телемедицина и т. д.) – можно уточнить у органов местного самоуправления.

 

Алексей Паламарчук, директор по развитию B2G «Эр-Телеком Холдинг»

 

По словам Алексея, существует три фактора успеха в организационной модели ИТ-проекта. Первый – ценность: если исполнитель не может объяснить, зачем это надо, то решение обречено на провал. Второй – эффективность: у задачи должен быть цифровой эквивалент результата: например, снижение заболеваемости и смертности, улучшение показателей по ЕГЭ, скорость транспортного потока и т. д. Третий фактор связан с корректностью: проектная идея не должна менять облик города.

В качестве примера спикер привел проект «Чистое небо» – очистка воздушного пространства между городских крыш от развешенного там оптоволоконного кабеля. Если 10-15 лет назад для города ключевой задачей было обеспечение связи, то сейчас в первую очередь исключается влияние внешних факторов и ценится эстетика.

«Умный город – это эволюционное изменение привычных вещей: например, чтобы лампочка или целый каскад фонарей на проспекте стали «умными». При этом  люди, которые привыкли видеть в этом только освещение – видели освещение, а тот, кто хочет использовать его дополнительный функционал, мог это сделать. «Умное» устройство предполагает выбор уровня его использования. То же самое с пешеходными переходами, с умными остановками – можно видеть в них только крышу над головой, а можно пользоваться всем функционалом. Поэтому изменение привычных вещей не должно пугать. В некоторых домофонах, которые уже установлены в городе, поддерживается функция Face-ID, но ее не активируют, так как многих это пугает – хотя подобная технология успешно применяется в айфонах. К сожалению, людям привычнее по старинке прикладывать метку к домофону», – посетовал спикер.

По мнению Алексея, несмотря на развитие цифровых решений в целом, люди всё чаще хотят выбирать тот объем технологий, который комфортен лично им, и не больше. Для этого внедряемые устройства должны быть корректны по отношению к своим будущим пользователям.

Строительство и архитектура

Ольга Семёнова-Тян-Шанская, директор по маркетингу сегмента жилищного строительства России компании YIT, Санкт-Петербург, выступила с презентацией «От умного дома к умному городу» и представила концепцию «15-минутного города». Этот проект от группы YIT подразумевает, что у каждого жителя города в пешей доступности должны находиться абсолютно все социальные объекты: школа, детский сад, детский центр, детские и спортивные площадки, поликлиника, магазины, кинотеатры, библиотека, кафе, парк, спортивный клуб.

 

Ольга Семёнова-Тян-Шанская, директор по маркетингу компании YIT

 

Цифровизация, по мнению Ольги, активно затрагивает сферу строительства, на нее есть запрос: по статистике в России 65% населения имеет смартфоны, в нашей стране одна из самых доступных услуг мобильного Интернета. Петербург же лидирует в России по количеству поклонников Apple.

Большой спрос возникает на различные системы безопасности. При строительстве «умных» домов так же важно удобство проживания: датчики протечек, датчики, включающие и отключающие теплый пол, отопление, электроснабжение, регулирующие освещение в прихожей. Также в проектах YIT есть домофоны, пропускающие жильцов по NFC со смартфона.

 

Вера Серёжина руководитель направления клиентского опыта RBI

 

Вера Серёжина, руководитель направления клиентского опыта RBI, рассказывала об участии RBI в украшении города. Отношение петербуржцев к архитектуре особенное – поэтому в 2013 году компания совместно с Lumiknows создала для петербургских новостроек новый дизайн-код. Первым стал проект Ультра-сити в Приморском районе: многие из жильцов отмечали, что выбрали дом именно из-за красивой архитектуры. С тех пор данный дизайн-код используется и в других проектах компании.

Еще одно ноу-хау – разработчики из ИТМО помогли RBI с помощью своего собственного программного продукта запланировать дорожки (ландшафтный дизайн) для одного из жилых домов. Актуальна технология входа жильцов в здание по Face-ID, а также эко-культура. Например, вопрос раздельного сбора мусора волнует 70% клиентов компании.

Искусственный интеллект

Ярослав Алейник, гендиректор компании «Омега», вспомнил фантастический рассказ Роберта Шекли о городе будущего, предвосхищавшем желания своих жителей настолько навязчиво, что все жители его покинули. Вероятно, история с коллективным разумом может стать реальностью уже примерно через двадцать лет – к пятидесятым годам 21 века, а в Петербурге, возможно, и раньше. Поэтому очень важно не забывать об этичности внедрения ИТ по отношению к гражданам, реализовывать проекты «подстройки» так, чтобы от них была возможность отказываться.

 

Ярослав Алейник, генеральный директор компании «Омега»

 

На примере цифровых систем, созданных для петербургского трамвая «Чижик», видно, что уже сейчас искусственный интеллект может принимать решения лучше и быстрее человека – моделируя, что произойдет с трамваем по пути следования в зависимости от внешних факторов. Поэтому главным аспектом «умного» проявления привычных вещей Ярослав считает именно этичность: необходимо выработать для искусственного интеллекта этику принимаемых решений. Над этими вопросами работают целые отделы компаний. Роботизация произойдет рано или поздно, оставив людей наблюдать за автоматизированными процессами.

Говоря о замещении людей роботами, спикер успокоил: в рамках программы «Цифровая экономика» есть проект «Кадры для цифровой экономики». Государство выделяет большие средства для адаптации и переквалификации людей. Рынок самоадаптируется по компетенциям, обслуживание робототехники всё равно потребует присутствия человека. Кроме того, Ярослав высказал мнение о том, что именно творческая составляющая человека максимально долго будет оставаться востребованной даже на фоне искусственного интеллекта.

 

Сергей Митягин, директор Института дизайна и урбанистики

 

Сергей Митягин, директор института дизайна и урбанистики, руководитель международного научного подразделения «Умный город» Санкт-Петербургского университета ИТМО, уверен в том, что цифровизация – это, в первую очередь, инструмент преодоления проблем. Подход к ней должен быть последовательным, надо понимать, как будет измеряться достижение цели, чье качество жизни при этом улучшится. «Умный» город – это не только то, что дает город жителям, но и то, что сами жители готовы делать для города. И если в опросах жители хотят видеть свой город «красивым», «зеленым» и «культурным», то «умный» надо рассматривать в качестве инструмента для достижения именно этих ценностей. Например, обеспечить раздельный сбор мусора – при этом горожане также должны приложить усилия для домашней сортировки.

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: Инновации

Ключевые слова: ЭР Телеком, Информационные технологии в здравоохранении, Искусственный интеллект, Умный город, ИТ в транспорте