Рабочая группа при Минкомсвязи подготовила новый текст антипиратского законопроекта. Один из ее участников говорит, что на следующей неделе документ должен быть представлен председателю Госдумы Сергею Нарышкину. Затем текст может быть внесен в Госдуму.
Группа была создана в мае по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова. Руководит ею вице-спикер Госдумы единоросс Сергей Железняк, в нее входят сотрудники Минкомсвязи, Минкультуры, представители интернет-компаний и правообладателей.
Группа была создана, чтобы разработать устраивающий и правообладателей, и интернет-компании текст антипиратского закона. Закон работает в России с августа прошлого года и предполагает блокировку сайтов с пиратским контентом - пока только с фильмами. Однако почти сразу после вступления в силу этого закона правообладатели из других областей потребовали расширения защиты авторских прав и на такие виды контента, как музыка, книги, софт.
Текст расширенной версии проекта уже был внесен Железняком в Госдуму, а в июле принят во втором чтении. Однако он был раскритикован правообладателями за то, что из него была исключена норма о досудебной процедуре урегулирования споров о пиратстве и о штрафах для владельцев сайтов, которые эту процедуру не соблюдают. По сути, текст Железняка лишь расширял действие закона на весь контент, кроме фотографий. Сам вице-спикер говорил ранее, что его проект будет возвращен обратно во второе чтение.
Теперь стороны пришли к более или менее компромиссному варианту, сообщили два источника в рабочей группе. Досудебная процедура вернулась в текст законопроекта, а штрафы - нет. Ранее Железняк говорил, что законодатели поддерживают введение такой процедуры. Но если сайт уклоняется от требований правообладателя, то тут, по мнению Железняка, должно действовать гражданское законодательство, т. е. спор должен решаться в суде.
Кроме того, поправки содержат норму о полном блокировании сайтов, которые являются злостными пиратами. Для этого должен быть создан отдельный реестр, по которому доступ к сайтам закрывается операторами связи для всех российских пользователей. Исключение из этого реестра невозможно, следует из текста законопроекта. Принимать решение о включении сайта в перечень должен Роскомнадзор: делать это он будет на основании заявления правообладателя. А тот в свою очередь должен предоставить ведомству минимум два вступивших в силу судебных решения о нарушении авторских и смежных прав на одном и том же сайте, содержащем контент, принадлежащий одному и тому же правообладателю.
Один из участников рабочей группы говорит, что Роскомнадзор против увеличения количества реестров и передачи ему права решать, является ли сайт злостным пиратом. Сотрудник Роскомнадзора подтверждает: ведомство, по его словам, считает, что досудебная блокировка должна распространяться только на социально опасный контент и не должна затрагивать отношения, связанные с бизнесом, - это дело суда. Кроме того, судебный порядок подтолкнет отрасль к саморегулированию, считает он. Представитель Роскомнадзора отказался от комментариев.
Минкультуры приветствует полное закрытие сайтов, которые являются злостными пиратами, - это очень важно для защиты прав авторов, сказал "Ведомостям" замминистра культуры Григорий Ивлиев. А вот в отношении досудебной процедуры позиция Минкультуры и всего правительства остается неизменной - административная ответственность за неисполнение сайтами этой процедуры должна остаться. Эта позиция, по словам Ивлиева, уже согласована со всеми ведомствами. Без ответственности система не будет работать: у владельцев сайтов и сейчас есть возможность договариваться с правообладателями до суда, но они этого не делают. И только угроза наложения штрафа может изменить эту ситуацию, заключает Ивлиев.
Интернет-рынок сейчас активно ищет бизнес-решения по борьбе с пиратством и по монетизации легального контента, поиску взаимовыгодных решений и концепции дистрибуции контента, говорит директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (представляет интересы более 100 интернет-компаний) Сергей Плуготаренко. Нынешний вариант антипиратского законопроекта он называет более мягким для интернет-отрасли и компромиссным. Тем не менее интернет-компании настаивают на отсрочке его вступления в силу хотя бы до 2016 г. Из текста проекта следует, что закон должен начать действовать с 1 декабря 2014 г. Также, считает Плуготаренко, надо максимально обезопасить законопослушные компании от ошибочных блокировок.
Анастасия Голицына, Ольга Чуракова