Сбербанк подтвердил сообщения о том, что он намерен выкупить у Газпромбанка миноритарную долю в Mail.Ru Group. В сообщении банка говорится, что он «разделяет и поддерживает стратегию» Mail.Ru Group. Сбербанк намерен подписать соглашение о покупке доли до конца 2019 года.
Ранее о том, что Сбербанк планирует приобрести часть Mail.Ru Group у Газпромбанка, сообщал Bloomberg со ссылкой на источники. Газпромбанк владеет долей в Mail.Ru Group косвенно — ему принадлежит 35% «МФ Технологии», а эта компания, в свою очередь, владеет 5,2% обыкновенных и 58,3% голосующих акций Mail.Ru Group. Таким образом, косвенно Газпромбанк владеет 1,82% обыкновенных и 20,4% голосующих акций интернет-компании.
«Решение о потенциальной продаже Газпромбанком своей доли в МФТ Сбербанку не относится к операционной деятельности компании, однако со своей стороны мы были бы рады укрепить наше взаимодействие с таким сильным игроком на рынке, как Сбербанк», — передала пресс-служба Mail.Ru Group слова гендиректора Бориса Добродеева.
Представитель Газпромбанка отказался от комментариев.
Согласно утвержденной в конце 2017 года стратегии Сбербанка к 2020 году он должен трансформироваться в универсальную технологическую компанию и конкурировать не с кредитными организациями, а с Google, Amazon или Alibaba. Банк строит экосистему, в которой он будет владеть технологической платформой, агрегировать вокруг себя производителей товаров и услуг и на основе анализа поведенческих особенностей клиентов формировать для них лучшее предложение.
В экосистему Сбербанка входят десятки компаний по различным направлениям: медицина (DocDoc), телекоммуникации («Сбербанк Телеком»), облачные технологии (SberCloud), коммуникации (Dialog), идентификация (VisionLabs) и др. При этом за последние несколько лет банк вошел в капитал или создал совместные предприятия с несколькими крупнейшими российскими интернет-компаниями.
Для Mail.Ru Group намерение Сбербанка приобрести долю в компании — это позитивный фактор, считает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. «В сравнении с Газпромбанком последний выглядит более стратегическим инвестором в сфере ИТ. Для Mail.Ru Group такой инвестор гарантирует больше финансовых ресурсов, новые интеграции и расширение клиентской базы», — уверен Либин.
Осенью прошлого года появилась информация, что Сбербанк ведет переговоры о покупке не менее 30% «Яндекса». Как писали тогда «Ведомости» и The Bell, российские власти не устраивало, что в капитале «Яндекса» присутствует много иностранцев. В день публикации новость обрушила котировки Yandex на NASDAQ на 18%, за два дня капитализация снизилась на $2,77 млрд, до $9,005 млрд. Спустя несколько дней Аркадий Волож заявил, что не планирует продавать акции компании.
В отличие от «Яндекса», для которого возможное вхождение госбанка в капитал рушило концепцию владения, у Mail.Ru Group доли российских и зарубежных акционеров фактически остаются неизменными. «Думаю, что, если в дальнейшем у компании будут появляться новые российские инвесторы, они также будут заходить через «МФ Технологии», — уверен Либин.
Юрист адвокатского бюро А2 Михаил Александров отметил, что анонсированная Сбербанком сделка, безусловно, потребует одобрения Федеральной антимонопольной службы (ФАС). «С учетом того, какая информация о сделке есть сейчас, нет оснований говорить о создании монополиста на интернет-рынке, и ФАС, скорее всего, сделку одобрит», — уверен юрист. Как объяснил Александров, Сбербанк, судя по сообщению, не планирует приобретать контрольный пакет в Mai.Ru Group, у него также нет операционного контроля ни в Rambler Group, ни в «Яндексе».
Представитель ФАС не стал комментировать, будут ли у ведомства вопросы к Сбербанку в связи с готовящейся сделкой.
Управляющий партнер Maxfield Capital Александр Туркот отметил, что консолидация и укрупнение рынка — это мировой тренд, который свойственен многим отраслям. «С одной стороны, это хорошо, так как некоторые технологии сложно развивать без поддержки крупного стратегического инвестора. Например, пока «Яндекс» и Mail.Ru Group не пришли на рынок доставки еды, эти сервисы самостоятельно не «взлетали», так как у них было недостаточно средств и ограниченная аудитория, — говорит Туркот. — С другой стороны, российский ИТ-рынок достаточно ограничен, количество потенциальных покупателей сокращается до нескольких игроков, что является скорее негативным фактором для стартапов», — считает он.
Ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян указывает, что в других странах существует жесткая конкуренция между инвесторами, появляются новые стартапы и даже новые «единороги» отрасли (компании стоимостью более $1 млрд). «В России этого нет. Еще один Mail.Ru Group или «Яндекс» не появится, поскольку практически нет венчурного рынка, который помог бы развитию новых технологий. Стартапы либо попадают в экосистему основных инвесторов в технологии, которых всего несколько, либо у них немного перспектив для развития», — уверен Карен Казарян.
По словам основателя венчурного фонда Pulsar VC Павла Королева, все ведущие мировые банки хотят стать fintech-компаниями будущего, создав экосистему для пользователя, и получить за счет этого ключевое конкурентное преимущество. Но в Европе и США банки чаще покупают перспективные стартапы, указывает он. «В России финансовые игроки решают эту задачу с помощью интеграции с крупнейшими игроками технологий. Однако, по нашему мнению, в ближайшем будущем задачу технологической конкуренции между банками можно будет решить только за счет сотрудничества с deep tech (наукоемкими. — РБК) стартапами», — уверен инвестор.
Георгий Тадтаев, Александра Посыпкина, Анна Балашова