Напомним, что программа «Лицензионное программное обеспечение – это просто и безопасно», чей старт был анонсирован в январе 2009 г. (см. новость раздела «Лицензионное ПО» от 22 января 2009 г.), направлена на помощь малым и средним предприятиям в области перехода на легальный софт. Инициатором программы является ГУП «Центр экономической безопасности» при Администрации Санкт-Петербурга. ЦЭБ был создан в феврале 2007 года. В круг задач организации входит учет, хранение и уничтожение контрафактной продукции. Что касается нового проекта, организаторы подчеркивают, – программа носит исключительно просветительский характер, и никаких карательных мер по отношению к фирмам, работающим на нелегальном ПО, в ее рамках производиться не будет.
Инициативу ЦЭБ на тот момент поддержали ряд крупнейших производителей ПО – как российских, так и западных. Среди компаний-участников: Microsoft, «1С», ПРОМТ, ABBYY, Adobe, Autodesk и Symantec. В рамках проекта предусмотрен ряд совместных просветительских мероприятий, старт которых намечен на ближайшее время. Комплекс мер включает в себя издание и распространение брошюр по вопросам лицензирования, запуск горячей линии (она уже работает), на которую бизнесмены смогут звонить и задавать вопросы, связанные с лицензионным ПО, открытие специализированного сайта (legalPO.info). Кроме того, планируется проведение семинаров и круглых столов для руководителей и ИТ-специалистов предприятий Петербурга. Также в рамках проекта предприятиям будет оказываться высококвалифицированная техническая поддержка в области перехода на легальный софт.
Похоже, что ЦЭБ начинает вооружаться и нестандартными методами продвижения своей программы. В частности, на днях группа петербургских художников-авангардистов из студии «Поп-революция!» провела акцию «Чашка кофе и сыр». Последняя представляла из себя перфоманс, организованный на территории известного петербургского рынка «Юнона», который в свое время славился большими объемами продаваемого нелегального ПО (однако следует отметить, что после известных «чисток» розничных сетей двухлетней давности на «Юноне», по крайне мере на прилавках, продается сейчас в основном лицензионное ПО и аудиовидеопродукция). Студия «Поп-революция!» не впервые проводит публичные акции – несмотря на то что в данной акции она отнесла себя к разряду художников-авангардистов, судя по информации, размещенной в Рунете, студия в том числе профессионально занимается организацией событий, включая корпоративные мероприятия и т. д. В числе ее мероприятий – проведение в прошлом году концерта-митинга в Петербурге, перфомансы перед футбольными матчами и т. д.
Суть представления на «Юноне» заключалась в том, что прямо напротив вывески торговой площадки на снегу было размещено некое подобие офиса – стол с оргтехникой, деловыми бумагами и прочими атрибутами офисной жизни. Далее, как сообщается в официальном описании акции, «к заваленному работой бизнесмену, сидящему за компьютером, подошла приятная девушка и предложила ему купить диск с лицензионным программным обеспечением, а также угоститься чашечкой кофе. Бизнесмен уже было вынул купюру, как вдруг внезапно подошедший непрезентабельно одетый мужчина оттолкнул девушку и протянул предпринимателю нелицензионный диск вместе с куском сыра. Деловой человек, соблазнившись дешевизной, приобрел нелицензионный диск. Действие закончилось символически – торговец сомнительной продукцией вырвал сердце из груди бизнесмена и убежал...».
Следует отметить, что программы, стимулирующие частный бизнес к переходу на легальное ПО, в Петербурге уже проводились – они инициировались как разработчиками, так и дистрибуторами программного обеспечения. Кроме того, в Петербурге работает еще один сайт, направленный на те же цели, – Nofake.org (см. новость раздела «Веб» от 12 декабря 2008 г.). Он является частью программы «Развитие системы защиты интеллектуальной собственности и развитие взаимодействия в данной области между Россией (Санкт-Петербургом), Финляндией, Швецией и Данией». Если говорить об арт-составляющей этого проекта, то, в частности, он проводит конкурс «Антипиратский плакат» с целью «пропаганды использования лицензионной продукции и повышения правосознания целевой аудитории – подростков в возрасте с 10 до 17 лет».