Петербургская торговая сеть магазинов электроники и компьютерной техники «Кей», насчитывающая сейчас 20 магазинов в Петербурге, 9 в регионах, а также несколько пунктов выдачи заказов в Москве и Ленинградской области, перейдет под контроль федеральной сети DNS к марту 2019 года. Владельцы компании - старожила регионального рынка электроники уже объявили о достижении принципиальной договоренности с DNS, которая весной начнет работать на площадях прежнего ретейлера и станет владельцем его бренда.
По данным участников рынка торговой недвижимости, большинство помещений находится в собственности компании, поэтому споры о правах на недвижимость не предвидятся. По информации СМИ DNS арендует у «Кей» в рамках сделки его собственные помещения. Петербургский ретейлер также переуступит права на часть площадей, которые снимает в торговых комплексах, а оставшиеся магазины просто закроет.
Компания «Кей» также намерена отказаться от распределительного центра, который находится в аренде, расформирует транспортный отдел.
Торговая сеть «Кей» была основана в 1991 году. По данным СПАРК, ее собственниками являются Михаил Иващенко (74%) и Елена Терентьева (26%).
Официально финансовых проблем компания не испытывала. По итогам 2017 года выручка ООО «Кей» составила 4,5 млрд рублей, чистая прибыль – 11 млн рублей. Показатели за 2017 год были лучше по сравнению с 2016 годом, но доходность все равно была ниже, чем двумя года раньше. К примеру, в 2014 году ретейлер имел чистую прибыль в 111 млн рублей при выручке в 5,3 млрд рублей. Исков от поставщиков к компании в арбитраже нет.
Главной возможной причиной выхода из бизнеса компании «Кей» называют трудности, которые в настоящее время испытывают относительно небольшие региональные компании.
Бизнес «Кей» оказался между двух огней: с одной стороны, на него давят крупные федеральные игроки, которые благодаря объемам могут получать более выгодные условия от поставщиков и повышать маржу, с другой стороны, существуют объективные трудности при низких объемах трансграничной торговли, что делает сложным возможность повышения заработка.
По данным СМИ, в последние годы «Кей» пытался выправить свое финансовое положение, экспериментируя с бизнес-моделью. Однако попытка расширить ассортимент за счет бытовой техники и других категорий товаров, чтобы конкурировать на равных с «М.Видео» и «Эльдорадо», не принесла ожидаемых результатов.
В сложившейся ситуации владельцы бизнеса предположительно решили отказаться от ритейла электроники в пользу бизнеса аренды недвижимости, которая находится в их собственности. По оценкам экспертов, среди собственных объектов «Кей» много суперликвидных помещений, поэтому собственники, возможно, решили сдавать магазины в аренду, а не продавать их, потому что торговая недвижимость способна приносить стабильный доход.
По оценкам аналитиков агентства INFOLine, розничный товарооборот сети DNS в 2014 году составил 115,1 млрд. рублей без НДС. Это позволило сети попасть в первую десятку российских ритейлеров. Таким образом, в сегменте бытовой и компьютерной техники сеть DNS заняла позицию рядом с лидером сегмента «М.Видео», получившим в 2014 году выручку 172,2 млрд. рублей без НДС, и опередила по объему выручки одного из своих главных конкурентов – сеть «Эльдорадо» с выручкой 111,64 млрд. рублей без НДС.
Эксперты затруднились оценить сумму сделки между компаниями «Кей» и DNS. Нет также информации, как DNS планирует использовать права на бренд «Кей». По мнению экспертов, DNS не заинтересована в дальнейшем использовании бренда «Кей», поэтому он мог достаться покупателю почти даром.
Реальный интерес для ретейлера с владивостокскими корнями, считают эксперты, мог представлять сложившийся трафик и обороты торговых точек сети «Кей». В годы, предшествовавшие кризису, сумма такой сделки могла достигать годовой выручки магазинов «Кей». Сейчас, вероятно, она могла быть снижена в 2-4 раза.
У DNS уже есть опыт поглощения петербургских игроков. В 2014 году ретейлер приобрел сеть «Компьютерный мир». В нее вошли переуступка права аренды площадей 19 магазинов в Петербурге, двух в Колпино и еще 11 в других городах Северо-Западного федерального округа. Тогда компания DNS оценила состоявшуюся сделку как неудачную.
По данным сайта компании, сейчас у ретейлера 57 магазинов в Петербурге и Ленобласти, а также две точки под брендом «Технопоинт». Всего сеть DNS насчитывает более 1,5 тысячи магазинов в пяти сотнях городов России.