В Петербурге работает 17 магазинов сети по продаже цифровой техники "Кей", еще 12 — в регионах, плюс компания продает товары через Интернет.
Большинство помещений сети в собственности ретейлера. Компания приступила к оптимизации в управлении ими. "Если раньше у "Кея" были площади под 1 тыс. м2, то сегодня стандартный магазин может занимать 200 м2, это более оптимальный формат в нынешних реалиях", — поясняет Мария Безрученко, директор по управлению недвижимостью ООО "Кей". По ее словам, компания после ребрендинга, который начался в 2011 году, обновила все магазины в Петербурге, в части из которых уменьшила площади, в среднем на 200 м2. Отрезанные площади преобразуются в помещения с отдельным входом и сдаются в аренду. Таким образом компания планирует сокращение магазина на Индустриальном пр., в который пока подыскивает арендатора, и уже сократила объект на Новосмоленской наб., где откроется магазин "Магнит". "В последнее время подобные площади готовы занимать, пожалуй, только продуктовые операторы либо местные ИП — салоны красоты, ателье и т. п.", — рассуждает Мария Безрученко.
Помимо площадей своих магазинов "Кей" управляет и другой коммерческой недвижимостью. Например, в ТРК "Вояж" ретейлеру кроме собственного магазина (1 тыс. м2) принадлежит еще 1,5 тыс. м2. Часть этой площади было недавно сдано также продуктовому ретейлеру — магазину "Полушка". Процесс идет и в регионах, например в Петрозаводске, где у компании есть ТЦ "Кей" на 10 тыс. м2.
Всего "Кей" владеет в Петербурге 37 тыс. м2 недвижимости, из них 22 тыс. м2 приходится на собственные магазины сети. Остальная недвижимость сдается в аренду, за последний год этот объем вырос примерно на 7%.
Урезать и прибавить
Вопросы оптимизации площадей в 2016 году "Кей" будет решать по итогам этого года, в декабре. Пока же, по словам Марии Безрученко, параллельно с работой над управлением своими площадями компания будет расширяться: "До конца года мы планируем открыть 10 магазинов на северных и южных окраинах Петербурга".
ООО "Кей", по данным ЕГРЮЛ, принадлежит Михаилу Иващенко (74%) и Елене Терентьевой (26%). По данным СПАРК, выручка ООО "Кей" за 2014 год — 5,3 млрд рублей (в 2013–м — 6,3 млрд рублей). Чистая прибыль за год выросла с 8,56 млн до 111,91 млн рублей. Помимо головной компании в группу входит десяток юрлиц, но последние данные по ним пока не раскрывались.
Синергия аренды
Участники рынка уверены, что в условиях кризиса подобная оптимизация оправданна. "Это позволяет сохранить прибыль и потребительские потоки за счет синергии", — уверена глава департамента стрит–ретейла Colliers Int в Петербурге Ольга Аткачис. Она напоминает, что излишки площадей сдают продуктовые ретейлеры — "Пятерочка", "Семья", "Полушка". Речь в первую очередь идет о небольших форматах субаренды — цветы, аптека, детские товары, кафе. Общий объем субаренды, по данным Colliers, может составлять 10–20% от площади. Зачастую эти магазины расположены на территории ретейлера (shop–in–shop).
По данным NAI Becar, оптимизация площадей касается встроенных помещений формата стрит–ритейл, а не площадей в торговых центрах. По словам Оксаны Ковалевой, руководителя брокерского департамента УК "Прима менеджмент", эта тенденция в последнее время также активно проявляется в других сегментах коммерческой недвижимости, например на рынке производственных площадей.
Надежда Фёдорова