Реально российские сотовые операторы пока не могут влиять на тарифы на связь в странах Европы и Азии, не говоря уж об Америке. Конечно, достижения российского рынка сотовой связи впечатляют: по данным компании J'son & Partners, в мае число абонентов превысило 47 миллионов, а уровень проникновения сотовой связи достиг 32,7% - это значит, что почти 33 человека из каждой сотни пользуются мобильным телефоном. Московские показатели (78,7%) сравнимы с показателями европейских столиц, однако по величине и, следовательно, степени влияния на европейский рынок наши операторы пока отстают от таких "монстров", как Vodafon, T-Mobile или Orange. Наши компании пока не могут диктовать свои условия в Европе - для абонентов это значит, что, выезжая за границу, они в известном смысле сами отвечают за свою связь. Речь здесь идет не о качестве связи - в Европе или в популярной Турции она, как правило, хорошая. Однако контролировать состояние своего "мобильного кошелька" за границей абонент должен более тщательно - оператор ему здесь может помочь не всегда.
Абонент какой-нибудь "панъевропейской" сотовой компании, путешествуя по Европе, может не покидать сеть оператора. Такому абоненту везде доступны стандартные услуги его сотовой компании, и чаще всего он везде будет платить по единому тарифу за связь и за роуминг. Абоненты наших сетей, попадая в Европу, должны сами выбрать себе оператора. Конечно, включенный в аэропорту телефон найдет какого-то оператора, однако заранее сказать, будет ли он оптимальным, нельзя. Для этого перед поездкой лучше всего обратиться в офис своего оператора и спросить совета. И дело здесь не только в тарифах на местную связь - главной статьей расхода будет роуминг. Однако даже проведя все необходимые расчеты, понять, во сколько обойдется сотовая связь за время поездки, трудно. Поэтому сотовые операторы стараются предложить абонентам различные услуги по контролю и пополнению своего счета из далекой европейской страны. Все крупные российские операторы признают, что эта проблема становится все более массовой - очень часто человек пропускает момент обнуления своего счета и ему приходится просить оставшихся на родине друзей срочно положить деньги на счет.
Для наиболее оптимального решения этой проблемы нужно иметь с собой кредитную карточку. Сейчас все операторы "большой тройки" - МТС, "Вымпелком" и "Мегафон" - предлагают карточные способы удаленного пополнения своего счета. У всех примерно одинаковые алгоритмы, информацию о которых, правда, нужно получить до поездки. Для начала нужно в офисе оператора подписать дополнительное соглашение, юридический смысл которого состоит в том, что абонент добровольно передает оператору сведения о своей пластиковой карточке. Далее оператор в своей системе "привязывает" карточку к счету абонента. Управлять платежами с карточки за сотовую связь можно будет с помощью самого телефона или использовать при этом интернет. Официально операторы говорят о том, что принципиальной разницы в этих двух способах нет. Однако опыт подсказывает - проще и дешевле через интернет подключиться к специальному сервису оператора, перевести деньги и проконтролировать при этом свой платежный баланс.
Контроль за состоянием своего "мобильного счета" - еще одна проблема, с которой сталкивается российский турист в Европе. В принципе проконтролировать счет можно через меню сотового телефона или через тот же интернет-сайт. Однако в данном случае абонент находится в чужой сети и задержки с учетом последних телефонных разговоров вполне вероятны. В данном случае "скоростные" преимущества имеют такие тарифные планы, как "Би Плюс" у "Вымпелкома", GSM-лайт у "Мегафона" и "Джинс" у МТС. В "Вымпелкоме" "Известиям" рассказали, что к лету в Турции запустили систему роуминга в режиме on-line. Планируется, что подобные услуги будут доступны и в других странах. Однако, по информации "Известий", российским операторам запускать подобные сервисы в других странах достаточно трудно - возникает множество неожиданных технических проблем при "стыковке" с компьютерными системами иностранных сотовых компаний.
Внутри страны разговаривать выгоднее
Российским операторам пока приходится довольствоваться своим влиянием, которое они распространяют на территорию России и некоторых стран СНГ, - в их единых общероссийских сетях действуют стандартные тарифы и услуги. Поэтому для "внутренних" российских туристов и тех, кто никуда не уезжает, российские сотовые операторы предлагают множество летних новшеств.
В МТС главным своим летним предложением считают "Лето-Джинс". Предложение с таким названием вводилось и прошлым летом, поэтому в компании считают, что абоненты уже ждали чего-то подобного. Главное в этом тарифном плане - стимулирование низкими ценами общения внутри сети. "Мегафон" предлагает целый набор новшеств под названием "Лето в "Мегафоне" - предложения включают систему скидок как для существующих абонентов, так и для вновь подключающихся. Есть, например, предложения, когда подключающийся сразу получает бесплатно определенное количество эфирного времени. "Вымпелком" летом делает бесплатной услугу по определению номера звонящего и активно продвигает снижение в два раза стоимости разговоров в выходные дни. В компании считают, что этим предложением прежде всего заинтересуются дачники.